сделать стартовой | добавить в избраное 16 декабря 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта

города Португалия


Алгарве
Алгарве

Лиссабон
Лиссабон

Мадейра
Мадейра

Порту
Порту

Эшторил
Эшторил

 

Макроэкономика экспорт Португалии




Правительству Португалии удалось перейти от периода стабилизации (1996 г. - начало 1997г.) к периоду умеренного экономического роста, в результате чего ВВП увеличился в 1997 г. на 3,5% (прогноз Банка Португалии был 3,25-3,75%, прогноз Международного валютного фонда - 3,4%). Объем ВВП в текущих ценах достиг 93 млрд. долл. США.

В течение всего 1997 г. наблюдался устойчивый рост промышленного производства по сравнению с предыдущим годом: рост составил 4,1%. Особенно впечатляющим является рост промышленного и гражданского строительства - 12%, по сравнению с предыдущим годом, в результате чего Португалия по темпам роста разделила первое место в ЕС с Финляндией. Объясняется это явление общим оживлением экономики, а также большими объемами строительно-монтажных работ на комплексе <ЭКСПО-98> в Лиссабоне.

Общий рост промышленного производства и строительства заметно увеличили число рабочих мест в стране, в результате чего число зарегистрированных безработных уменьшилось с 7,2% трудоспособного населения в 1996 г. до 6,5% на конец 1997 г. и составило 458 тыс. чел.

Критическое положение, в котором длительное время продолжает оставаться сельское хозяйство Португалии, усугубилось засухой на юге страны (апрель - май), поздними заморозками в северных провинциях (май) и ливнями с половодьями в центральных и южных регионах (октябрь-ноябрь). Конфедерация аграриев Португалии (CAP) заявила, что 1997 год был одним из самых трудных по климатическим условиям за последнее десятилетие.

Основными причинами, сдерживающими развитие сельского хозяйства, являются низкое плодородие почв, недостаточный уровень механизации и незначительные объемы инвестиций, направляемых в сельскохозяйственное производство и перерабатывающую отрасль.

Рыболовство, одна из приоритетных в прошлом отраслей экономики, переживает упадок: уменьшаются объемы вылавливаемой морепродукции и количество выходящих в море судов национального рыболовного флота. Если в 1994 г. 12 299 судами было выловлено 261,3 тыс. т. рыбы, то в 1996 г. 11 597 судов выловили 232,3 тыс. т. Суда океанского лова, предназначенные для работы в интернациональной зоне, простаивают из-за ежегодного сокращения распределяемых через ЕС квот на вылов. Недостаток сырья для переработки негативно отразился на рыбоконсервной отрасли.

Внешнеэкономические связи Португалии развиваются стабильно: за январь-октябрь товарооборот 1997 г. в текущих ценах составил 9534 млрд. эскудо,увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 5,5% (экспорт - 5616 млрд. эскудо, рост - 6,7% и импорт - 3918 млрд. эскудо, рост - 3,7%). При этом 76,7% товарооборота 1997 г. приходится на долю стран ЕС. Товарооборот России с Португалией составил в 1997 г. 0,72% от общего объема товарооборота Португалии (1996 г. - 0,7%).

Финансовое положение страны несколько улучшилось по сравнению с 1996 г.: уровень инфляции составил 2,2% (1996 г. - 3,1%). Данные Банка Португалии за январь-октябрь 1997 г. свидетельствуют о том, что доходная часть бюджета увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4%, а расходная - на 15,8%. Уменьшился прямой долг государства с 4,9 млрд. долл. до 2,8 млрд. долл. На выплату части государственного долга направлялись доходы от приватизации государственных пакетов акций ведущих компаний. Общие поступления от приватизации составили 2,8 млрд. долл.

Стабильное финансовое положение страны и проводимая, начиная с 1996 года, приватизация государственного имущества (пакеты акций компаний, лидирующих в ведущих отраслях экономики) вызвали приток иностранных инвестиций, увеличившийся за январь-октябрь 1997 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,5%.

Золотовалютные резервы Банка Португалии по состоянию на октябрь 1997 г. составили 18,4 млрд. долл., уменьшившись по сравнению с 1996 г. на 19,2%. По мнению португальских аналитиков, столь резкое уменьшение золотовалютных резервов связано в основном с необходимостью относительной стабилизации национальной валюты, а также с большими затратами на строительно-монтажные и пусковые работы на завершающем этапе сооружения комплекса <ЭКСПО-98> в Лиссабоне, которые значительно превысили запланированные ассигнования.

Улучшение экономического положения страны в 1997 г. заметно повысило конкурентоспособность экономики в целом: по данным Международного института развития менеджмента, рейтинг Португалии поднялся с 37-го места в 1996 г. на 32 место (Россия по этим оценкам занимает 46 место).

По заключению Института мировых исследований ИМД (г. Лозанна. Швейцария), за 2 года рейтинг конкурентоспособности португальской экономики улучшился на 7 пунктов и сейчас Португалия занимает общее 29 место из 46 наиболее конкурентоспособных стран мира. Исследование ИМД проводилось по восьми секторам, включающим 259 критериев, в том числе таким, как жизненный уровень, занятость, объемы и номенклатура экспорта, процентные ставки по кредитам, развитость инфраструктуры и др.

Португальская экономика признана одной из наиболее <открытых> . Вместе с этим, страна значительно уступает по уровню научно-исследовательских и технологических разработок, занимая 39-е место.

Экспорт.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической активности Португалии являются страны ЕС и группа португалоязычных стран (ПАЛОП), с которыми сохранились тесные экономические и политические связи, и для которых Португалия является естественным звеном при выходе на общеевропейский рынок.

Вот данные Национального института статистики Португалии за январь-ноябрь 1997 г. о состоянии ее внешнеэкономических связей:

Товарооборот в 1997 г. достиг 55,6 млрд. долл. (1996 г. - 57,9 млрд. долл., уменьшение - 2,3 млрд. долл. или 3,9%). Импорт составил 32,7 млрд. долл. против 34,1 млрд. долл. в 1996 г., уменьшение на 1,4 млрд. долл. или на 4,3%. Экспорт составил 22,9 млрд. долл. против 23,8 млрд. долл. в 1996 г., уменьшение на 0,9 млрд. долл. или на 3,8%. Отрицательное сальдо в 1997 г. достигло 9,8 млрд. долл. (1996 г. - 10,3 млрд. долл.). Доля внешнеторгового оборота в ВВП установилась на уровне 59,8% против 64,3% в 1996 г.

Основными партнерами в торгово-экономическом сотрудничестве Португалии являются страны ЕС, на долю которых в 1997 г. приходится 80,2% португальского экспорта и 74,6% импорта (в 1996 г. соответственно 80,1% и 75,3%).

Основные объемы португальского импорта приходятся на соседнюю Испанию, где закупаются продовольствие, морепродукты, сельскохозяйственное сырье, текстиль, машинотехническая продукция, транспорт, природный газ (поступающий из Алжира и Марокко через территорию Испании).

Среди основных импортеров, закупающих товары португальского экспорта, лидирует Германия. Сюда направляется большая часть продукции автозавода <Форд-Фольксваген> в г. Палмела, немецкие компании охотно закупают португальскую обувь, одежду, текстиль, изделия из натуральной пробки, бумагу, медный и оловянный концентраты, продовольственные и другие товары.

Страны-члены ОПЕК традиционно поставляют Португалии большую часть импортируемой нефти, поэтому объемы импорта из этих стран значительно превышают объемы экспорта. В 1997 г. объемы импорта из этой группы стран составили 1,5 млрд. долл. против 1,6 млрд. долл. в 1996 г. Основными поставщиками нефти являются Нигерия и Саудовская Аравия.

Объемы торгово-экономического сотрудничества со странами Америки (в основном это США и Бразилия) стабильны: импорт в 1997 г. достиг 2,3 млрд. долл. (1996г. - 2,1 млрд. долл.) и экспорт - 1,7 млрд. долл. (1996 г. - 1,6 млрд. долл.).

Объем товарооборота со странами Азии также не претерпел значительных изменений: импорт 1997 г - 2,2 млрд. долл. (1996 г. - 2,1 млрд. долл.) и экспорт - 0,7 млрд. долл. (1996 г. - 0,8 млрд. долл.). Ведущей страной во взаимной торговле на этом континенте является Япония.

Импорт Португалии. Условно весь португальский импорт можно разделить на следующие основные группы:

Импорт современных технологий для производства конкурентоспособной и пользующейся спросом товарной продукции, а также транспортных средств, не производимых в стране или производимых в недостаточных количествах: авиация, железнодорожные локомотивы и часть вагонного парка, дорожная и строительная техника, грузовые и легковые автомашины, пассажирские и грузовые суда, портовое оборудование. Суммарный объем импорта по этим товарным группам составил в 1997 35,7% от общего объема импорта (1996 г. - 41,1%),

Импорт сельскохозяйственного и промышленного сырья, обеспечивающих стабильную работу перерабатывающих предприятий страны. Суммарный объем импорта этих товарных групп достиг в 1997 г. 21,9% от общего объема импорта (1996 г. - 26,5%).

Импорт продовольствия, включая морепродукцию, и товаров широкого потребления, в том числе текстиля, одежды и обуви (в основном из стран Юго-Восточной Азии). Суммарный объем импорта этих товарных групп составил в 1997 г. 20,2% от общего объема импорта (1996 г. - 19,4%).

Импорт энергоносителей: ежегодно ввозится 10-11 млн. т. нефти и 4-4,5 млн. т. угля, в последние годы определилась тенденция роста объемов импорта природного газа с 133 млн. куб. м. в 1997 г. до более 1000 млн. куб. м. к 2000 г. При этом объемы импорта нефти и особенно угля будут уменьшаться. Суммарный объем импорта энергоносителей составил в 1997 г. 6,1% от общего объема импорта (1996 г. - 5,5%).

Португальский экспорт. В настоящее время из общих объемов экспорта можно выделить следующие основные группы:

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств: основными компонентами этой товарной группы являются поставки (в основном в страны ЕС) легковых автомашин <Форд Фольксваген>, собираемых на заводе Аuto-Еuropa в г. Палмела (до 210 тыс. ед. в год), а также экспорт услуг по судоремонту - расположенные в окрестностях г. Лиссабона верфи <Лижнаве> являются крупнейшими в Европе и одними из самых крупных по объему судоремонта в мире. Суммарный объем экспорта по этой группе составил в 1997 г. 32,9% от общего объема экспорта (1996 г. - 36,5%).

Экспорт товаров текстильной группы, а также одежды и обуви традиционно является одним из основных по объемам поставок, так как швейная промышленность производит широкий ассортимент конкурентоспособной продукции и способна удовлетворить любые запросы потребителей, а обувные предприятия производят до 120 млн. пар обуви ежегодно, причем 80% идет на экспорт. Суммарный объем экспорта этой группы достиг в 1997 г. 30,2% от общего объема экспорта (1996 г. - 30,1%).

Экспорт сельскохозяйственных товаров, продуктов питания и напитков. Неблагоприятные погодные условия 1997 года не оказали заметного влияния на объемы экспорта этих товарных групп (7,1% от общих объемов в 1997 г. против 7% в 1996 г.), так как для производства продовольствия и в особенности вин - важной статьи португальского экспорта - использовалось сельскохозяйственное сырье предыдущих лет. Однако последствия неурожая 1997 г. негативно отразятся на объемах экспорта этой номенклатуры товаров в будущем.

Традиционными товарами национального экспорта являются также древесина, натуральная пробка, целлюлоза и бумага. В северо-западной гористой части страны культивируются средиземноморская сосна и эвкалипт - основное сырье для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а в засушливой юго-степной части культивируется пробковый дуб. Португалия является монополистом по производству изделий из натуральной пробки: стройматериалы, прокладки при производстве двигателей, укупорка в вино-водочной промышленности и др. Суммарный объем этих товарных групп составил в 1997 г. 9,6% от общего объема экспорта (1996 г. - 10,4%).

Стабильные объемы экспорта приходятся на группу химических товаров (в основном это продукция бытовой химии). В 1997 г. экспорт химических товаров составил 8,2% от общих объемов экспорта (1996 г. - 8,6%).

Из других товарных групп, традиционно представленных в экспорте Португалии, следует выделить минеральное сырье: в основном это поставки медного, цинкового и оловянного концентрата, а также вольфрама и урана (преимущественно во Францию). В 1997 г. объем экспорта этой товарной группы составил 3,9% от общего объема экспорта (1996 г. - 3,9%). Объемы экспорта других товарных групп незначительны и не оказывают существенного влияния на общие объемы экспорта.

Сложившиеся торгово-экономические связи России с Португалией носят в основном взаимодополняющий характер, поэтому основные товарные группы России (энергоносители, металлы, минеральные удобрения, морепродукция, сельскохозяйственное сырье) и Португалии (машинотехническая группа, транспорт, обувь, одежда, продовольственные товары, бытовая химия, изделия из натуральной пробки) не вступают в конкурентные отношения как на внутренних рынках России и Португалии, так и на рынках третьих стран.

Регулирование экспортно-импортных операций осуществляется португальским правительством в пределах согласованных на уровне ЕС количественных ограничений на импорт ряда товаров (металлопрокат, текстиль и др.). Кроме этого, в пределах установленных ЕС квот действуют фиксированные цены на отдельные сельскохозяйственные товары (зерновые, подсолнечник, томаты, сахарная свекла, молочные изделия и др.) с частичной дотацией аграриев, производящих эту продукцию, из фонда ЕС .

 

дополнительная информация

Идеи для путешествий: https://biletik.net/

Промышленность и горное дело Португалии
Кризисные явления португальской горнодобывающей отрасли наиболее заметны в угледобыче, производстве урана и кварца
подробнее »

Туризм в Португалии
В последние годы правительство уделяет приоритетное внимание развитию этой сферы деятельности государственных и коммерческих структур.
подробнее »

Государственное устройство Португалии
Португалия – республика. Действует конституция от 2 апреля 1976 г. с последующими изменениями в 1982 и в 1989 г.
подробнее »


Новости


Город Киев: горящие путёвки и аренда квартир
Собираясь в другой город, становится актуальным вопрос размещения. Что же выбрать: взять номер в гостинице или взять жилье в аренду посуточно?
подробнее »

Железнодорожный билет в интернете
На сегодняшний день заказать или приобрести по доступной цене железнодорожный билет возможно в интернете. Для этого созданы максимально подходящие условия, так как через электронный сервис вы можете оплатить свою покупку и получить распечатанный вариант билета.
подробнее »

Отправляемся за кладом в Италию
Слушая в детстве сказки о пиратах, смотря захватывающие серии «Мумии» и приключения знаменитого Индиана Джонса, мы сами задаемся вопросом – а есть ли тот самый таинственный клад, который ищут многие столетия археологи и другие.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru