сделать стартовой | добавить в избраное 13 декабря 2018г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта

города Норвегия


Гейло
Гейло

Фьорды Норвегии
Фьорды Норвегии

Хемседал
Хемседал

 

Норвежские связи с Россией




Норвегия во внешней торговле России со странами Европы входит лишь в третью десятку, а во внешней торговле Норвегии Россия находится на 15 месте (на долю России приходится 1% норвежского товарооборота с зарубежными странами, российский экспорт составляет 1,8%, иморт из Российской Федерации - 1%).

К одной из основных особенностей структуры российского экспорта, отличающей его от поставок в большинство других стран Европы, относится крайне незначительная доля в вывозе в Норвегию энергоносителей (нефти и нефтепродуктов, угля), а также полное отсутствие в нем природного газа. Вместе с тем удельный вес сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию находится практически на одном уровне с долей этих товаров в поставках в промышленно развитые страны Европы, составляя почти 90%. При этом по итогам последних лет на три основные позиции: рыба, морепродукты и цветные металлы приходится около двух третей экспорта. В числе других, значимых для российского экспорта товарных групп, следует отметить химические продукты, сырье для производства минеральных удобрений, лесотовары. Доля машинотехнической продукции в российском экспорте колеблется в пределах 1,5-2,5% (отклонения от этого уровня связаны, главным образом, с поставками в Норвегию судов, носящих в последнее время эпизодический характер), а готовых изделий - от 0,7 до 1%. С точки зрения торгового режима принципиальное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется ситуация, благоприятная для российского экспорта.

Импорт из Норвегии существенно отличается от российского экспорта: в 1997г. его основными позициями были продовольственные товары, прежде всего, рыба и рыбопродукты - 52%, машины и оборудование - 15%, химические товары - 9%. Однако рост импорта из Норвегии, был обусловлен увеличением поставок рыбы. Закупки в Норвегии традиционно характеризуются меньшими по сравнению с экспортом стоимостными объемами (около 40% от оборота) при намного более широкой номенклатуре товаров (соотношение количества экспортных товарных позиций к импортным выражается пропорцией 1:3).

Проводя активную политику поддержки реформ, прежде всего в северных регионах России, Норвегия, способствует, с одной стороны, сохранению рабочих мест на предприятиях северо-норвежских провинций, а, с другой, - созданию столь важной для нее обстановки стабильности в близлежащих областях России.

Используя свое географическое положение, Норвегия все больше претендует на роль связующего звена или <моста> между Западной Европой и Россией. Подтверждением такого рода устремлений является инициированное Норвегией сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Между двумя странами сложились определенные традиционные товаропотоки и этот процесс в последнее время углубляется и расширяется, Так, в Норвегии имеется устойчивый спрос на российский алюминий, поставляемый через Лондонскую биржу металлов и используемый норвежскими фирмами для изготовления, в частности, комплектующих для автомобильной промышленности Западной Европы, Концерн <Ношк Гидро> считает, что технологическим процессам его предприятий в наилучшей степени соответствует апатитовый концентрат с Кольского полуострова. Северо-норвежские рыбоперерабатывающие предприятия нуждаются в поставках российской трески и пикши для загрузки своих производственных мощностей, а российский рынок испытывает потребность в таких видах рыб, как сельдь и макрель, хотя в России существенно растет спрос также на норвежские деликатесные продукты: лосось, филе, рыбные консервы.

Компания <Фалконбридж Никкельверк> заинтересована в увеличении закупок в России никелевых файнштейнов. Норвежские судовладельческие компании заинтересованы в приобретении судов у российских верфей. С другой стороны, судостроительные компании и фирмы-производители судового оборудования Норвегии, имеющие хорошую репутацию на рынке России, активно ищут возможности своего участия в обновлении российского торгового и рыболовного флота.

Взаимная торговля приобретает все большую <рыбную> направленность: доля рыбы в 1997г. составила одну треть товарооборота. За девять последних лет импорт Норвегией российской трески и пикши возрос в 15 раз, тогда как закупки Россией норвежской сельди и макрели увеличились в 10 раз. Соответственно, наши страны являются друг для друга важнейшими рынками сбыта по этим видам рыбы. Причина такого характера торговли достаточно проста: норвежцам нехватает собственных квот на треску, пользующуюся высоким спросом как в Норвегии, так и на мировом рынке, а России нехватает квот на более дешевые виды рыб, сельдь и макрель, которые в большей степени в нынешней ситуации по карману широким слоям нашего населения.

Переход в России к рыночной экономике оказал на российско-норвежскую торговлю самое благотворное влияние: увеличились не только ее объемы (по сравнению с 1987г. в 4,5 раза), но и значительно расширилась номенклатура, география сотрудничества.

Подлинный переворот произошел в российско-норвежском сотрудничестве на Севере - по существу, можно констатировать полное возрождение старых традиций <поморской> торговли.

Всестороннее сотрудничество, между Северо-Западом России и Норвегией настолько активизировалось, что в приграничном с Мурманской областью г. Киркенес было открыто российское Генконсульство, а в Мурманске - норвежское; в Мурманске и Санкт-Петербурге были открыты представительства Экспортного совета Норвегии; ряд норвежских фирм открыл в этих городах свои конторы; в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске при активном содействии Норвегии открылись конторы Фонда Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по экономическому и промышленному развитию Северо-Запада России; появились прямые регулярные авиарейсы из Тромсё и Киркенеса на Мурманск и Архангельск.

Норвегия в настоящее время является главным внешнеторговым партнером Мурманской области; норвежские фирмы имеют там наибольшее количество совместных предприятий по сравнению с компаниями других стран. Отдельные северо-норвежские рыбопере-рабатывающие предприятия на 60-70% зависят от поставок сырья российскими рыбаками. В районе Киркенеса насчитывается свыше 150 фирм, для которых основным рынком является российский, при этом в приграничной с Мурманской областью норвежской коммуне Сёр-Варангер удалось создать такое количество новых рабочих мест и добиться такого прироста населения, какое не удавалось обеспечить горнодобывающей компании <Сюдварангер>, несмотря на значительные государственные субсидии. Оборот фирм Сёр-Варангера, связанных торговлей с Россией, составил в 1997г. около 1 млрд. норв. крон (свыше 150 млн. долл. ).

Норвежские фирмы также работают в Архангельской области - здесь речь идет о конверсионных проектах в сфере судостроения и производства оборудования для освоения шельфа; перспективах добычи нефти в Тимано-Печорском бассейне; сотрудничестве в лесном комплексе; взаимодействии в области телекомму-никационного обслуживания.

Интересный проект обсуждается в Карелии - планируется при содействии норвежских фирм строительство гидроэлектростанции с последующим экспортом электроэнергии в Норвегию.

В последнее время также активно стали развиваться российско-норвежские торгово-экономические связи и с другими регионами России, прежде всего с Санкт-Петербургом, Москвой, Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Калининградской областями.

В России уже действует свыше 120 российско-норвежских совместных предприятий в жизненно важных отраслях экономики страны. Практически все крупнейшие концерны Норвегии активно работают на российском рынке.

Фирмы-партнеры. Многие крупнейшие компании Норвегии являются активными торговыми партнерами российских предприятий и, что более важно, прорабатывают различные проекты сотрудничества с российскими организациями.

Крупнейший норвежский машиностроительный концерн <Квернер> приобрел 75% акций Выборгского судостроительного завода, одним из важных заказов которого является монтаж пусковой установки на платформе для проекта морского запуска спутников <Си Лонч> . Данный проект является примером многостороннего сотрудничества в сфере высоких технологий. В нем участвуют, помимо российской корпорации <Энергия>, украинское НПО <Южное> и американский концерн <Боинг> . В дальнейшем <Квернер> планирует строить в Выборге суда специального назначения и конструкции для нефтегазодобычи на шельфе. Кроме того, <Квернером> в 1994 г. создано вместе с Северодвинским предприятием <Звездочка> СП, где размещаются различные заказы для судостроительных верфей концерна и планируется производить оборудование для освоения шельфа.

Промышленный концерн <Ношк Гидро> в 1995 г. в связи с приватизацией ПО <Апатит> приобрел 8% акций этого комбината и рассматривает возможности дальнейших вложений капитала в российские предприятия по производству минеральных удобрений. Концерн имеет постоянные контакты с РАО <Газпром> и проявляет интерес к разработке Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, а также ведет переговоры о разработке месторождений нефти на суше в Ненецком автономном округе в рамках Тимано-Печерской компании. <Ношк Гидро> принадлежит лесопильное предприятие в Мурманской области.

Норвежская государственная телекоммуникационная компания <Теленур> создала совместно с <Мурманск-электросвязью> СП <Кола-Телеком>, а в Архангельске совместно с <Архтелекомом> - СП <Теледвина-Телеком> . С российской компанией <Ростелеком> создано СП <Теле-баренц>, которое будет заниматься эксплуатацией цифровой телесети на Северо-Западе России.

Активизирует свою деятельность на российском рынке нефтегазодобывающий концерн <Статойл> . В 1997г. <Статойл> и РАО <Газпром> подписали соглашение о сотрудничестве в разведке шельфовой части Медынского нефтяного месторождения. Осуществляется также соглашение о сотрудничестве в разведке шельфовой части Варандейского месторождения.

"Статойл> также рассматривает возможность своего участия совместно с <Газпромом> в освоении Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря.

Весьма перспективной считает свою деятельность в России концерн <Элкем>, как в плане дальнейшего развития торговли, так и в отношении поставок своих технологий для металлургии, включая природоохранные технологии.

"Элкем> рассматривает возможность прямых инвестиций в Соликамский завод по производству магния и Новосибирский завод по производству электродов. Оба эти предприятия поставляют свою продукцию заводам концерна. <Элкем> в 1996 г. получил лицензию на проведение геологических исследований по добыче хромовой руды на Кольском полуострове. Будет рассмотрен вопрос прямого участия концерна в разработке этих месторождений.

В сентябре 1997г. <Элкем> подписал рамочное сог-лашение с РАО <Норильский никель> о создании со-вместного предприятия <Норэлко> для освоения хромитовых месторождений Кольского полуострова с выпуском феррохрома на базе плавильных мощностей комбината <Северникель> (г. Мончегорск) для российского и международного рынков. Кроме того <Элкем> получил в управление цех по производству металлического кремния на Иркутском алюминиевом заводе и намеревается усовершенствовать применяемую на предприятиях технологию.

В 1998 г. начало практическую деятельность СП между концерном <Дино Индустриер> и ГМК <Печенганикель> по производству взрывчатых веществ. Новая продукция должна заменить традиционные взрывчатые вещества на основе тринитротолуола, используемые в шахтах, что повысит рентабельность добычи руды. В сотрудничестве с норвежскими властями и рядом других фирм <Дино> также участвует в проекте создания норвежского промышленного парка в Мурманске, в котором предусматривается объединение норвежских фирм, работающих в данном регионе.

Концерн <Муэльвен Индустриер> в сентябре 1997г. сдал в эксплуатацию жилой городок в г. Луга (Ленинград- ская область), предназначенный для российских военнослужащих, выведенных из стран Балтии. Реализация этого проекта позволила МИ установить весьма широкие контакты в России, и концерн уже приглашен российскими компаниями и организациями к участию в новых проектах строительства. При получении новых заказов МИ намерен открыть в России собственное производство строительных модулей. По инициативе МИ создана совместно с Государственным фондом регионального и экономического развития Норвегии (SND) компания , занимающаяся закупками древесины на российском рынке. имеет представительство в Санкт-Петербурге. Закупки <Муэльвеном> древесины в России составили в 1997 г. 200 тыс. куб. м.

Фармацевтический концерн <Никомед>, ведет переговоры с Всероссийским кардиологическим центром о создании совместных производственных мощностей по производству лекарств. Рассматривает вопрос о прямых инвестициях также компания <Нера> (производство телекоммуникационного оборудования), предполагающая открыть в России свое производство радиорелейных систем связи.

Инвестиции. Важную роль в расширении и углублении регионального сотрудничества играет реализация Программы оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы ("Восточно-Европейский пакет> ), подготовленной Правительством Норвегии и одобренной Стортингом в 1992г.

Деятельность Секретариата Восточной Европы МИД Норвегии, осуществляющего от имени правительства распределение средств <Пакета>, носит многоплановый характер. Основная функция Секретариата - выделение финансовых средств на цели содействия экономическим реформам в России и оказание материальной поддержки норвежским компаниям, изучающим возможности сотрудничества, прежде всего, с предприятиями российского Северо-Запада.

Итоги работы Секретариата в отношении российских регионов с момента его создания характеризуются следующими данными: 1992 г. - 73,7 млн. крон, 1993 г. - 159 млн. крон, 1994 г. - 117 млн. крон, 1995 г. - 212 млн. крон. Объем средств, запланированный к использованию в 1996-1998 г., составил около 200 млн. крон ежегодно.

Основное внимание в расширении и диверсификации регионального сотрудничества уделяется взаимодействию в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, создание инфраструктуры (транспортные коммуникации и связь), лесное и рыбное хозяйство, судостроение, а также банковско-финансовая деятельность, решение проблем экологии и некоторые другие. Имеются крупномасштабные проекты сотрудничества, направленные на создание современной инфраструктуры в российских северо-западных регионах. Например, реконструкция автомобильных дорог, строительство порта в заливе Печенга, модернизация и строительство ГЭС в Карелии, переобрудование алюминиевых заводов и другие.

Норвежские власти и деловые круги при рассмотрении проектов сотрудничества в области строительства отдают предпочтение тем, осуществление которых может способствовать решению задач охраны окружающей среды.

Во взаимоотношениях России с Норвегией в целом экология занимает особое место. В течение нескольких лет одной из основных проблем в этой области являлись выбросы в атмосферу вредных веществ комбинатом <Печенганикель>, загрязнявших, в том числе, северные регионы Норвегии. Предложения по реконструкции ГМК <Печенганикель> консорциума норвежских фирм <Квернер Инжиниринг>, <Элкем Текнолоджи> и шведской <Волиден Конетч> были признаны лучшими. Норвежская сторона, крайне заинтересованная в решении проблемы снижения вредных выбросов, заявила о готовности предоставить субсидию на общую сумму в 300 млн. норв. крон (42 млн. долл.) на цели модернизации российского предприятия.

1 ноября 1995г. между Внешэкономбанком и норвежской организацией <Экспортфинанс> подписано Соглашение о кредитной линии, предназначенное для финансирования не более 85% общей стоимости закупок инвестиционных товаров, услуг и судов из Норвегии. В Соглашении оговаривается, что финансирование каждого отдельного проекта будет производиться путем оформления индивидуального кредитного соглашения. Одним из основных требований, предъявляемых Внешэкономбанком к российским организациям, претендующим на получение финансовых средств в рамках соглашения о кредитной линии, является проведение экономической экспертизы проекта, определяющей возвратность валютных средств. С российской стороны интерес к использованию средств данного соглашения для финансирования закупок судов в Норвегии проявили Камчатский рыбопромышленный консорциум <Новый траулер>, АО <Карелрыбфлот>, АО <Каспрыба и АО <Пионерская база океанического флота> .

В мае 1998 г. во время визита Короля между Внеш-экономбанком и норвежской кредитной организацией <Экспортфинанс> подписано соглашение по кредитной линии на 22 млн. долл. на поставку судового оборудования для ледоколов.

Постановлением Правительства РФ от 24. 06. 98 г. признано целесообразным привлечение кредита Норвегии в размере 689 млн. норв. крон, в т. ч. 400 млн. - для финансирования закупки промысловых судов для ГП <Архангельская база тралового флота> и 289 млн. - для финансирования реконструкции и ремонта судов этого предприятия.

Возникновение в 1992 г. задолженности бывших советских внешнеторговых организаций норвежским фирмам и затянувшаяся процедура решения этого вопроса на межправительственном уровне повлекли за собой банкротства некоторых норвежских фирм, оказав тем самым крайне негативное влияние на развитие торгово-экономических отношений с Россией.

В настоящее время в рамках Парижского клуба подписано соглашение о реструктуризации внешнего долга и об отсрочке платежей по задолженности России иностранным фирмам, что позволило нормализовать российско-норвежские валютно-финансовые отношения. Российский долг норвежским компаниям составлял на конец 1996г. 11 млн. долл. и 9,1 млн. норвежских крон (около 1,4 млн. долл. ). Он складывается из задолженности за ранее поставленную целлюлозно-бумажную продукцию и некоторые другие виды товаров.

Соглашения. К документам, составляющим договорно-правовую базу российско-норвежских торгово-экономических отношений, относятся соглашения <О торговле и экономическом сотрудничестве>, <Об избежании двойного налогообложения>, а также <О поощрении и взаимной защите капиталовложений> . В основу соглашения <О торговле и экономическом сотрудничестве>, подписанного во время официального визита Президента России Б. Н. Ельцина в Норвегию в марте 1996г., легли важнейшие положения и принципы ГАТТ/ВТО. Кроме того, сохраняют свое действие отдельные статьи Договора <О торговле и мореплавании> 1925г.

Во время государственного визита в Россию Короля Норвегии Харальда V в период с 25 по 30 мая 1998 г. подписан ряд межправительственных соглашений: о научно-техническом сотрудничестве, о радиационной безопасности в атомной энергетике, о сотрудничестве правоохранительных органов.

Межправительственная комиссия. III сессия Российско-Норвежской Комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству была проведена в феврале 1997г. в Москве. Стороны подтвердили актуальность расширения российско-норвежского взаимодействия в промышленном и энергетическом секторах, в области рыболовства и охраны окружающей среды, в развитии инфраструктуры и оказании содействия среднему и малому предпринимательству, а также обмену опытом.

В соответствии с рекомендациями Комиссии в октябре 1997 года состоялось 4-ое заседание Рабочей группы по экономическому сотрудничеству между северными регионами России и Норвегии. Стороны высказали свое отношение к конкретным проектам в Архангельской и Ленинградской областях, а также Республике Карелия и Санкт-Петербурге. В апреле и мае 1998 года в Осло и Москве состоялись встречи заместителей председателей Российской и Норвежской частей Комиссии, где были рассмотрены вопросы подготовки к визиту Короля Норвегии в Россию в мае 1998 г. и актуальные вопросы сотрудничества. IV сессию Комиссии было намечено провести в г. Осло во втором полугодии 1998 года. В сентябре-октябре 1998 г. планировался рабочий визит в Россию Премьер-министра Норвегии К. М. Бундевика.

 

дополнительная информация


Государственное устройство Норвегии
Развитие буржуазной демократии и государственного права в Норвегии привело к тому, что исполнительную власть в стране осуществляет правительство, а король лишь скрепляет своей подписью его решения.
подробнее »

Промышленность и экспорт Норвегии
В области черной металлургии Норвегия в системе мирового разделения труда специализируется, в основном, на производстве ферросплавов, а в в области цветной металлургии - на производстве алюминия, никеля, меди и цинка.
подробнее »

Норвежские связи с Россией
Норвегия во внешней торговле России со странами Европы входит лишь в третью десятку, а во внешней торговле Норвегии Россия находится на 15 месте
подробнее »


Новости


Самые популярные туристические направления
Какие туристические направления будут особенно востребованы в наступающем сезоне у соотечественников? В какие страны они отправятся впервые и с удовольствием?
подробнее »

Столичная станция метро "Пятницкое шоссе"
В понедельник глава администрации города столицы Сергей Собянин совместно со своим замом по вопросам градостроительства Маратом Хуснуллиным инспектировал ход строительства ст. "Пятницкое шоссе".
подробнее »

Германия — самая спортивная нация в Европе.
Спортом люди занимаются в каждой стране, где-то больше, где-то – меньше. Для одних спорт является просто любимым времяпровождением, для других – становится смыслом его жизни, его основной работой.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru