сделать стартовой | добавить в избраное 21 октября 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта

города Бельгия


Брюгге
Брюгге

Брюссель
Брюссель

Спа
Спа

 

Регионализм в Бельгии




В рамках празднования дней Валлонии 17 сентября 1998 г. в Намюре, столице Валлонского региона Бельгии, под звуки национального гимна валлонов и с поднятием их национального флага в бывшем приюте для престарелых был открыт новый Валлонский парламент (из-за нехватки средств валлоны были вынуждены отказаться от строительства действительно нового здания национального парламента).

Активизировалась дискуссия о неизбежности очередной государственной реформы в Бельгии, трансформации ее нынешней федеративной модели в конфедерацию (сегодня она включает в себя два вида субъектов: Культурные сообщества – Фламандское, Французское, Немецкоязычное, а также Экономические регионы – Фламандский, Валлонский и Брюсельский столичный). Все субъекты бельгийской федерации, согласно конституции, наделены собственными законодательными и исполнительными органами. Правда, фламандцы предпочли иметь единые парламент и правительство, тем более что Фламандское сообщество и Фламандский регион совпадают территориально.

Наличие шести парламентов и шести правительств, включая федеральные, недешево обходится налогоплательщикам десятимиллионной Бельгии, отнюдь не облегчает, скорее, напротив – усугубляет центробежные тенденции в разделенной не только по этно-языковому, но и экономическому признаку стране (явно бросается в глаза контраст в уровне социально-экономического развития «богатой» нидерландоязычной Фландрии и «бедной» франкоязычной Валлонии).

В отличне от «бедных» валлонов, «богатые» фламандцы гораздо раньше них обзавелись собственным национальным парламентом, расположенным в роскошном здании в центре Брюсселя напротив федерального парламента Бельгии. Еще раньше фламандцы официально объявили Брюссель столицей Фландрии (Брюссель расположен на фламандской территории и не имеет общей границы с Валлонией), хотя их представительство пока не превышает 15% миллионного, преимущественно франкоговорящего населения брюссельцев. Одновременно фламандцы активно взялись за «фламандизацию» Брюсселя, переведя туда свои правительственные структуры, а также активно поощряя переселение в «столицу Фландрии» коренных фламандцев, филиалов фламандских фирм и т. д.

Циркуляр Петерса. B результате первого этапа (1970 г.) реформы государственного устройства Бельгии, закрепившего лингвистические границы трех культурных Сообществ страны – Фламандского, Французского и Немецкоязычного, несколько коммун с преобладанием франкоязычного населения, примыкающих в целом к франкоязычному Брюсселю, оказались на территории Фламандского сообщества. С тем чтобы снять возникшее там противостояние между франкофонами и фламандцами, был принят специальный федеральный закон о предоставлении этим коммунам «льготного статуса» ("льготные коммуны» ). Согласно которому местные франкофоны получили возможность сохранить свои школы, общаться на французском языке, в том числе с коммунальными органами власти, включая официальную переписку.

В результате второго этапа госреформы (1980 г.) в Бельгии, наряду с культурными сообществами, были введены в качестве субъектов бельгийской федерации экономические регионы (Фламандский, Валлонский и Брюссельский столичный), что и в административном, и в культурном планах фактически изолировало франкофонов упоминавшихся «льготных коммун» от Французского сообщества страны. Более того, политика единого фламандского правительства, объединившего вскоре компетенции Сообщества и Региона, фактически способствовала фламандизации «льготных коммун», постепенно ограничивая культурно-лингвистические возможности франкофонов. Это, в частности, выражалось в «объективном» сокращении франкоязычных школ, в регулярных отказах местных административных органов осуществлять переписку с франкофонами на французском языке и т. д.

16 декабря 1997 г. министр внутренних дел фламандского правительства Л. Петерс издал циркуляр (№ ВА-97/92), получивший впоследствии название «циркуляр Петерса», который фактически отменил федеральный закон о «льготных коммунах» . С середины января 1998г. бельгийские франкофоны, включая премьеров правительств Французского сообщества и Валлонского региона, предпринимали официальные демарши с требованием отменить «циркуляр Петерса», противоречащий федеральному закону. Такое решение вынес Госсовет Бельгии, призванный урегулировать конфликты компетенцией между субъектами, а также субъектами и федеральным центром. Однако фламандское правительство проигнорировало рекомендацию Госсовета об аннулировании «циркуляра Петерса», обратившись в Арбитражный суд, который вынес «половинчатое решение», поскольку 12 судей Арбитражного суда (6 франкофонов и 6 фламандцев) «разошлись во мнении», строго в соответствии со своей культурно-лингвистической принадлежностью.

Мнения о целесообразности исполнения «циркуляра Петерса» разошлись и на уровне руководства «льготных коммун», часть которых решила его игнорировать, создав тем самым опасный прецедент «правого нигилизма» . Основной спор между фламандцами и франкофонами по вопросу о правомочности «циркуляра Петерса» переместился в плоскость выяснения актуальности федерального закона о «льготных коммунах» . В частности, фламандцы уверяют, что этот закон носил временный характер и преследовал цель дать возможность франкофонам фламандских коммун адаптироваться во «фламандской среде» . Франкофоны же настаивают на том, что при принятии упомянутого закона ни о какой его «временности» не было и речи.

Молчание же федеральных властей, пытающихся разрешить спор в «третейском суде», в частности в Комиссии по правам человека Совета Европы, объясняется опасением разрастания «локального» межэтнического конфликта из-за «циркуляра Петерса» в общебельгийский, что может резко осложнить внутриполитическую ситуацию в стране за год до общефедеральных парламентских выборов, вплоть до правительственного кризиса, в котором не заинтересованы ни правительственные, ни оппозиционные партии.

Формально, конфликт носит сугубо локальный характер, что частично связано с несовершенством механизмов федеративного устройства бельгийского государства. Однако основная причина состоит в том, что фламандцы как сформировавшаяся «де факто» нация в лице своей политической элиты пытаются оформить этот статус «де юре», что, соответственно, вызывает сопротивление со стороны франкофонов Брюссельского столичного региона и Валлонии, предпочитающих оставаться бельгийцами.

О возможности очередной конституционной реформы. В Бельгии не вызывает сомнений неизбежность очередного (пятого) с 1970 г. этапа конституционной реформы, в ходе подготовки к общефедеральным парламентским выборам 13 июня 1999 г. Реформа будет направлена на дальнейшее углубление регионализации страны, то есть расширение компетенций субъектов бельгийской федерации, ее трансформацию в конфедерацию.

Однако среди идеологов концепции федеративного устройства Бельгии, включая непосредственных разработчиков последних поправок (в 1992-93 гг.) к конституции, немало сторонников идеи восстановления равновесия компетенций между федеральным центром и субъектами, а также между самими субъектами. К ним, в частности, относится группа ученых расположенного во Фландрии Лувенского католического университета «Авенир» (будущее), которую возглавил один из «отцов» конституционных реформ в Бельгии, профессор Ф. Дельпере. Его последний проект поправок к конституции предполагает «двойное голосование» на региональном уровне. Это означает введение в нижнюю палату федерального парламента представителей Фландрии и Валлонии, которые будут избираться туда не по партийным, а исключительно по региональным спискам, что, по мнению автора идеи, содействовало бы укреплению взаимосвязи центра и регионов и одновременно позволило бы последним активнее отстаивать свои интересы на федеральном уровне.

Тот же принцип «двойного голосования» предлагается использовать при выборах в Региональный совет (парламент) Брюссельского столичного региона, где наряду с уже представленными там фламандцами и франкофонами Брюсселя появились бы представители непосредственно Фландрии и Валлонии. В свою очередь, во Фламандском и Валлонском парламентах, согласно концепции «двойного голосования», должны получить представительство брюссельцы.

Авторы идеи «двойного голосования» вдохновлялись примером о. Маврикий, где уже используется избирательная система «тройного голосования», направленная на гармонизацию социально-политических отношений между тремя местными этническими группами – индо-маврикийцами, креолами и китайцами. Однако, какими бы примерами не вдохновлялись сегодня бельгийские ученые-политологи, с энтузиазмом воспринят сам факт того, что предложение о «двойном голосовании», способном в определенной степени сцементировать страну, исходит именно из Фландрии, где наиболее часто раздаются призывы к дальнейшей регионализации Бельгии, за которыми скрываются намерения фламандских сепаратистов добиться «абсолютной автономии», то есть независимости региона.

Другое компромиссное предложение группы «Авенир» затрагивает экономические аспекты предстоящей конституционной реформы. Так, в отличие от весьма радикальных призывов, раздающихся опять же из Фландрии, о «необходимости» регионализации общефедеральной налоговой и социальной сферы, включая здравоохранение, группа «Авенир» предлагает ограничиться регионализацией налогов с физических лиц, уровень которых мог бы устанавливаться местными властями в соответствии с экономической продуктивностью самих регионов.

Пример группы «Авенир» свидетельствует о наличии не только у франкофонов, но и у фламандцев сторонников поиска совместных конструктивных решений во имя общебельгийских интересов. Это наглядно демонстрирует Христианско-народная партия Фландрии, подтвердившая на своем последнем съезде намерение возглавить очередную общефедеральную правительственную коалицию и вновь выдвинуть на пост премьер-министра своего и, безусловно, пока общенационального лидера Ж.-Л. Дехане.

О предоставлении избирательного права иностранцам. 29 октября 1998 г. депутаты Палаты представителей бельгийского парламента приняли необходимым в 2/3 большинством голосов поправки к ст. 8 Конституции страны, которые наделяют, начиная с 2000 г. активным избирательным правом граждан ЕС на выборах в местные органы власти Бельгии. Таким образом, фактически поставлена последняя точка в затянувшемся споре вокруг данной проблемы, которая уже дважды становилась предметом рассмотрения в Европейском суде (Бельгии грозили серьезные, в т. ч. материальные санкции).

"За» проголосовали представители всех правительственных партий (фламандские и франкоязычные социалисты и демохристиане), а также либералы-франкофоны. Экологисты ("зеленые» ) воздержались. Против высказались депутаты от фламандских оппозиционных партий – ФЛД (либералы и демократы), ФЮ (националисты) и ФБ (правые радикалы).

Основное внимание комментаторов вызвали не столько фактические итоги голосования (практически никто не сомневался в том, что 2/3 голосов будут найдены), сколько влияние принятого бельгийским парламентом решения о наделении иностранцев правом голоса на общественно-политическую ситуацию в стране в целом.

"Кандидаты по французским спискам» на следующих выборах в местные органы власти в Бельгии получат ощутимый прирост голосов за счет избирателей из числа граждан Франции, Италии, Испании и Португалии, что, в свою очередь, не может не отразиться на картине общей расстановки политических сил, в первую очередь в Брюсселе и прилегающих к нему коммунах. Еще более негативные последствия фламандцам следует ожидать к 2006 г., когда, как ожидается, к избирательнм урнам в коммунах придут и иностранцы не из стран ЕС.

Еврорегион Маас-Рейн. В состав Еврорегиона Маас-Рейн, на территории которого проживают более 3,7 млн. чел., входят пять административных единиц трех соседних государств: Бельгии (провинции Льеж, Лимбург и Немецкоязычное сообщество), Германии (район Аахена, федеральная земля Северная Рейн-Вестфалия), Нидерландов (провинция Лимбург).

Исключительно благоприятно геополитическое положение региона: он находится в центре большого индустриального кольца Европы, которое образуют Рурская область, Нидерландский Рандстад (четырехугольник Амстердам-Гаага-Роттердам-Утрехт), Брюссель, Париж, Люксембург. В непосредственной близости находятся крупные морские порты (Антверпен, Роттердам), аэропорты (Кельн, Дюссельдорф, Брюссель, Амстердам, Люксембург), прекрасно развита сеть автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей (Льеж – третий по грузообороту речной порт Европы). В радиусе 500 км проживает более половины населения ЕС, более 165 млн. человек являются потенциальными потребителями производимой здесь продукции, что объективно превращает регион в центр расположения здесь транспортных фирм и торговых компаний. Постоянно растет площадь производственных объединений и научных центров. В регионе Маас-Рейн – шесть университетов, в которых обучаются более 100 тыс. студентов. Старинные города, историко-архитектурные и парковые ансамбли, известные на весь мир достопримечательности привлекают сюда ежегодно десятки миллионов посетителей из разных уголков нашей планеты. Культурное и лингвистическое единство и многообразие (в регионе говорят на трех языках: немецком, нидерландском и французском) превратили его в своеобразную «лабораторию» процесса европейской интеграции.

Как институциализированное образование еврорегион Маас-Рейн существует уже более 20 лет, однако опыт реального функционирования в нынешнем режиме широкоразветвленного и эффективного надграничного сотрудничества в полной мере проявился в последние три-четыре года. Это в свою очередь вывело его на ведущие позиции в Европе, насчитывающей около ста аналогичных образований. Процесс европейской интеграции (снятие контроля на внутренних границах стран ЕС, становление экономического союза, предстоящее введение евро и т. д.) объективно стимулирует расширение контактов между людьми, способствует росту торговых потоков, предоставляет возможность выбора места работы в разных странах, улучшает положение на рынке занятости, нивелирует в определенном смысле уровень жизни и социальной защищенности населения. Именно эти вопросы, объединенные в комплексных направлениях сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, обмена технологиями, научных исследований, защиты окружающей среды, культуры, туризма, оказания взаимной помощи в преодолении чрезвычайных ситуаций, пожаров, природных катастроф и т. д. составляют основу совместной деятельности рабочих органов еврорегиона Маас-Рейн.

Юридически руководящие структуры оформлены в виде фонда со своим уставным капиталом и бюджетом (финансовые средства поступают от правительств трех стран, Комиссии ЕС – Комитета регионов Европы). Принят Устав еврорегиона. Правление (впервые избрано в 1978 г., в его состав входят по три представителя от всех пяти «составляющих», председательствуют по очереди губернаторы провинций и главы административных образований трех стран в установленной последовательности) одобряет рекомендации правительствам, которые затем утверждаются в Бонне, Брюсселе и Гааге. Суть этих рекомендаций – в решении общих для всех задач надграничного сотрудничества в отмеченных выше сферах.

25 января 1995 г. в Маастрихте впервые состоялось заседание избранного от всех пяти административных образований Совета (парламента) Еврорегиона Маас-Рейн. В его состав вошли 118 чел. (36 – от Аахена, 28 – от Льежа, 23 – от бельгийского Лимбурга, 22 – от нидерландского Лимбурга, 9 – от Немецкоязычного Сообщества). В настоящее время председательствует в президиуме правления еврорегиона Маас-Рейн- министр-президент правительства Немецкоязычного сообщества Бельгии Жозеф Марэт.

 

дополнительная информация


Фландрия
В интервью журналу Keerpunt (июль 1998 г.) министр-президент фламандского правительства Л. Ван ден Бранде привел ряд сравнительных показателей социально-экономического развития Фландрии и Нидерландов. Так, по оценкам фламандского правительства, ВВП на душу населения во Фландрии на 7% выше, чем в Нидерландах.
подробнее »

Государственное устройство Бельгии
Королевство Бельгия – федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 г. с последними изменениями от 14 июля 1993 г., когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны
подробнее »

Система социальгного страхования Бельгии.
Снижение безработицы объявлено приоритетной задачей в программах всех стоящих у власти в последние годы правительственных команд.
подробнее »


Новости


Австралия для храбрых туристов
Никакие рассказы о двухметровых насекомых, пернатых-убийцах или дьявольских утках не страшат мечтающих посетить Австралию, ведь её природное разнообразие ежегодно манит не малое количество путешественников.
подробнее »

Современные спортивные сооружения
Современные спортивные сооружения обладают качественным, но дорогостоящим напольным покрытием. Тем не менее существует огромное количество спортивных сооружений находящихся на балансе городских властей, которые не могут себе позволить по экономическим причинам приобрести такое качественное напольное покрытие.
подробнее »

Получив заветные корочки не всегда можно устроиться на желаемую работу
Образование, особенно качественное и полноценное всегда имеет значение для достижения результатов в карьерной деятельности.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru