сделать стартовой | добавить в избраное 16 декабря 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта

города Германия


Баден-Баден
Баден-Баден

Берлин
Берлин

Берхтесгаден
Берхтесгаден

Бранденбург
Бранденбург

Гамбург
Гамбург

Гармиш-Партенкирхен
Гармиш-Партенкирхен

Дрезден
Дрезден

Кельн
Кельн

Мюнхен
Мюнхен

Нюрнберг
Нюрнберг

Оберстдорф
Оберстдорф

Ротенбург
Ротенбург

Штутгарт
Штутгарт

 

Закон о въезде и пребывании в Германии




Законоположения, регулирующие правовые вопросы, связанные с пребыванием иностранных граждан, изложены в «Законе о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемом сокращенно «Законом об иностранцах» (Auslandergesetz, AuslG) от 09.07.1990 года с последующими изменениями и «Инструкции по исполнению Закона об иностранцах» от 18.12.1990 года.

Согласно п.1, §3 «Закона об иностранцах» (в последующем название будет заменяться словом «3акон» ) «иностранцам для въезда и пребывания в ФРГ требуется разрешение на жительство (Aufenthaltsgenehmigung)» . Министерству внутренних дел Германии по согласованию с бундесратом Закон предоставляет право вводить для определенных категорий иностранцев освобождение от получения разрешения на жительство в ФРГ в официальном порядке. И в соответствии с п.1, §З «Инструкции по исполнению Закона об иностранцах» (в последующем название будет заменяться словом «Инструкция» ) от получения разрешения на жительство в ФРГ (безвизовый въезд) освобождаются граждане нижеперечисленных государств, при условии что их пребывание в Германии не превысит 3 месяцев: Андорра, Аргентина, Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Бруней, Чили, Коста-Рика, Дания, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гватемала, Гондурас, Ирландия, Исландия, Израиль, Италия, Ямайка, Япония, Канада, Кения, Колумбия, Южная Корея, Хорватия, Люксембург, Малави, Малайзия, Мальта, Мексика, Монако, Новая Зеландия, Нидерланды, Норвегия, Австрия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Сан-Марино, Швеция, Швейцария, Лихтенштейн, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Чехия, Венгрия, Уругвай, Венесуэла, США, Великобритания, Кипр.

Для въезда в ФРГ гражданам указанных государств достаточно иметь национальный паспорт, детский паспорт, либо допускаемый двусторонними договоренностями о безвизовом режиме другой документ для поездок (например, удостоверение личности).

Свободный въезд и пребывание перечисленных иностранцев в Германии без разрешения на жительство, получаемого в консульских учреждениях ФРГ за рубежом или ведомствах по работе с иностранцами внутри страны, не должно превышать трех месяцев и не дает права на ведение в ФРГ в этот период трудовой деятельности.

От получения разрешения на жительство в ФРГ согласно п.2, §1 Инструкции освобождаются также персоны, имеющие документы беженцев или лиц без гражданства, выданные в странах, имеющих с ФРГ договоренности о безвизовом сообщении, при наличии в этих документах обязательств о возвращении (Ruckkehrberechtigung), действительных на момент въезда не менее четырех месяцев.

Инструкция предусматривает также освобождение от получения разрешения на жительство в Германии для некоторых иностранцев, младше 16 лет. Согласно ее §2 «от получения разрешения освобождаются граждане государств-членов Европейского Сообщества (ЕС) и участников Европейского договора о свободной торговле (EFTA), не достигшие 16 лет, при наличии у них национального, временного или детского паспорта. Это распространяется также на не достигших 16 лет граждан Эквадора» .

В соответствии с §4 Инструкции от получения предусмотренного Законом разрешения на жительство в ФРГ освобождаются ряд персон из числа иностранцев – владельцев особых паспортов и удостоверений личности: члены и обслуживающий персонал органов ЕС; депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы; лица, имеющие паспорта Ватикана, пребывающие в ФРГ до трех месяцев; владельцы удостоверений для ближнего пограничного сообщения или туристических удостоверений (для пребывания в зоне действия этих удостоверений); жители приграничных с ФРГ районов, имеющие пограничные карты для пограничных переходов.

Для пребывания в Германии до трех месяцев без права работы от получения разрешения на жительство освобождаются также граждане Сальвадора, Ганы, Южной Кореи, Пакистана, Филиппин, Сенегала, Таиланда, Турции, Чада, имеющие служебные паспорта, и Болгарии, Индии, Марокко, имеющие дипломатические паспорта.

Согласно п.3 Закона перед въездом в ФРГ резрешение на проживание выдается иностранцам в форме въездной визы (Visum). Визы выдаются консульскими учреждениями ФРГ за рубежом на срок до трех месяцев и действительны, в зависимости от внесенных в них пометок, для одно- или многократных въездов и пребывания в Германии, а также других государствах-участниках Шенгенского соглашения в течение срока действия визы. Виза предусматривает кратковременное пребывание в Германии иностранных граждан с туристическими, культурными, научными, спортивными и другими частными целями и исключает любую трудовую деятельность. Лица, прибывающие в ФРГ на более длительные сроки с целями, выходящими за рамки прав, предоставляемых визой, например для учебы, работы, воссоединения семьи, в связи с заключением брака и т.д. обязаны получить в ведомстве по делам иностранцев (Auslanderbehorde) разрешение на жительство в ФРГ определенного вида.

Параграфом 5 Закона предусмотрены следующие виды разрешений на жительство в Германии для иностранцев: а)вид на жительство (Aufenthaltserlaubnis), в т.ч. бессрочный вид на жительство (unbefristete Aufenthaltserlaubnis); б)право на проживание (Aufenthaltsberechtigung); в) разрешение на проживание для достижения определенной цели (Aufenthaltsbewilligung); г)предоставление права на проживание (Aufenthaltsbefugnis).

В получении разрешения на жительство в ФРГ власти страны вправе отказать, если: имеется основание для высылки иностранца из страны; иностранец неспособен обеспечить свое существование за счет получаемого им дохода от трудовой деятельности, личного состояния, содержания членов семьи или третьих лиц, стипендий, ученических пособий, пособия по безработице, а также других средств, выплачиваемых государством (п.2, §7 Закона); иностранец выехал в ФРГ нелегально; иностранец прибыл в Германию по визе, полученной на основании сообщенных им ложных сведений; oн не имеет необходимого для въезда и пребывания в ФРГ паспорта; идентичность личности иностранца и его гражданственная принадлежность не выяснены и он не имеет права для возвращения в другую страну (п.1, §8 Закона).

Все высланные или депортированные из ФРГ иностранные граждане не имеют права на повторный въезд и пребывание в Германии.

Получение разрешения на жительство в ФРГ может быть поставлено в зависимость от выполнения определенных условий и обязательств. Такими, в особенности являются «доказательство, что третье лицо готово полностью или частично нести расходы по въезду иностранца в страну, либо его содержанию в течение срока действия разрешения на жительство» (п.1, §14 Закона) и «запрет или ограничение на трудовую деятельность» .

Вид на жительство. В соответствии с §15 Закона «разрешение на жительство в ФРГ в форме вида на жительство выдается иностранцу в том случае, если ему разрешено пребывать в Германии вне связи с какой-либо определенной целью» . Основаниями для получения вида на жительство в ФРГ являются:

Право на возвращение (§16 Закона). Выдается иностранцам, которые в малолетнем возрасте законно пребывали в Германии, при условии, что: они проживали в Германии не менее 8 лет и не менее 6 лет посещали немецкую школу; их существование будет обеспечиваться из собственных средств или за счет третьих лиц, имеющих в отношении их обязательства на срок не менее 5 лет; заявление на выдачу вида на жительство подано ими после исполнения 15 и до исполнения 21 года; после их выезда из Германии прошло не менее 5 лет.
Воссоединение членов семьи с иностранцем (§17 Закона). Выдается иностранцам-членам семьи (имеются в виду родители, братья и сестры; супруги и дети определены в других пунктах), законно проживающих в ФРГ других иностранцев для «строительства и сохранения семейной жизни» в соответствии со статьей 6 Конституции ФРГ при соблюдении следующих условий: иностранец, с которым происходит воссоединение семьи, законно проживает в ФРГ и имеет здесь разрешение на проживание в форме вида на жительство или права на проживание; он располагает достаточным жильем; существование приезжающего в ФРГ члена семьи может быть обеспечено за счет дохода иностранца от трудовой деятельности, его состояния, либо других личных средств.

Вид на жительство детям предоставляется в соответствии с §20 Закона в том случае, если его оба родителя (или единственный родитель) уже имеют вид на жительство, при условии, что ребенок младше 17 лет.

Воссоединение супругов (§18 Закона). Супругу (супруге) иностранки (иностранца) вид на жительство предоставляется при условии, что: принимающее лицо имеет в ФРГ разрешение на жительство в форме права на проживание; принимающее лицо получило в Германии политическое убежище; принимающий иностранец имеет в ФРГ вид на жительство, брак заключен до выезда иностранца в Германию и сведения о нем были указаны при подаче им заявления для получения собственного вида на жительство; иностранец родился в Германии или выехал в Германию в малолетнем возрасте, имеет бессрочный вид на жительство или право на npоживание, законно проживает в ФРГ не менее 8 лет и является совершеннолетним.

Самостоятельное право проживания для супругов (§19 Закона). Разрешение на проживание в ФРГ в форме вида на жительство могут также получить супруги иностранцев после расторжения их брака в следующих случаях: брак состоял не менее 4 лет на территории Германии; брак просуществовал на территории Германии не менее 3 лет и получение бывшим супругом-иностранцем вида на жительство в ФРГ связано с предотвращением тяжких последствий; иностранец, имевший долгосрочный вид на жительство, умер во время, когда брак существовал в ФРГ.
Вид на жительство иностранцам – членам семьи граждан Германии (§23 Закона). Его в ФРГ без каких-либо условий получают: иностранцы, состоящие в браке с гражданами ФРГ; несовершеннолетние холостые иностранцы – дети граждан ФРГ; иностранцы – родители несовершеннолетних холостых детей, являющихся гражданнами Германии, для их воспитания.

Бессрочный вид на жительство. Согласно §24 Закона он предоставляется при следующих условиях: иностранец уже имеет вид на жительство в ФРГ на протяжении не менее 5 лет; иностранец имеет вид на жительство в Германии, дающий ему право на работу; иностранец способен понимать простые фразы на немецком языке; он располагает жильем, достаточным для него и проживающих с ним членов семьи; нет оснований для высылки иностранца из страны.

Право на проживание. Право на проживание в Германии является самой удобной для иностранцев формой разрешения на жительство в ФРГ, не ограниченной временными и территориальными рамками, и не связанной ни с какими условиями (Bedingungen) или обязательствами (Auflagen). В соответствии с §27 Закона оно предоставляется, если: иностранец имеет вид на жительство в ФРГ нa протяжении не менее 8 лет, либо он имеет бессрочный вид на жительство не менее 3 лет, а до этого имел простой вид на жительство; его материальное положение обеспечивается за счет ведения трудовой деятельности, личного состояния и других собственных средств; иностранец не менее 60 месяцев осуществлял выплаты или вносил взносы в фонды пенсионного страхования, либо на основании предоставляемых финансовых документов имеет право на получение пенсионных выплат от страхового или попечительского общества; он в течение трех последних лет не был осужден за совершение умышленных преступлений к лишению свободы на 6 месяцев и более, либо к штрафу в размере 180 дневных заработков и более.

Разрешение на проживание для достижения определенной цели. К числу таких случаев относится, например, пребывание с целью получения профессии или высшего образования, а также пребывание с целью исполнения определенных функций на конкретном предприятии или участия в определенном проекте.

Разрешение выдается максимум на 2 года и может быть продлено еще на 2 года в том случае, если цель пребывания еще не достигнута, но может быть достигнута в обозримый промежуток времени (п.2, §28 Закона). Из характера указанного разрешения следует, что в данном случае запрещено заниматься любой другой деятельностью, кроме разрешенной.

Как правило иностранцам, имеющим в ФРГ разрешение на проживание для достижения определенной цели в течение более одного года, перед их выездом из Германии оно не может заменено разрешением на проживание для достижения другой цели или продлено. Из этого правила может быть сделано исключение, если это диктуется государственными или политико-экономическими интересами (п.3, §28 Закона). Новое разрешение на проживание в ФРГ такие лица могут получить лишь спустя год после выезда из Германии. Иностранным гражданам, намеревающимся вновь посетить ФРГ по профессиональным или семейным обстоятельствам, может выдаваться въездная виза в Германию при условии, что их общее пребывание в стране не превысит 3 месяцев в год.

В соответствии с §29 Закона супругу и детям иностранца, имеющего в ФРГ разрешение на проживание для достижения определенной цели, на основании статьи 6 Конституции ФРГ, защищающей интересы брака и семьи, также может быть предоставлено разрешение на проживание для достижения определенной цели при условии, что: материальное положение иностранца (иностранки), его (ее) супруги (супруга) и детей будет обеспечено без предъявления претензий на социальную помощь со стороны немецкого государства; в распоряжении семьи иностранцев имеется удовлетворяющее необходимым требованиям жилье.

Предоставление права на проживание. Оно выдается иностранным гражданам, которым въезд в ФРГ разрешен, исходя из правозащитных или срочных гуманитарных обстоятельств, либо для защиты политических интересов Германии, и когда нет оснований для предоставления им другого вида разрешения на жительство в ФРГ, например вида на жительство (п.1, §30 Закона).

Предоставление права на проживание может быть выдано и продлено самое большее на 2 года (п.1, §34 Закона), если не отпало препятствие для выезда иностранца из ФРГ или другие причины, препятствующие окончанию проживания (п.2, §34 Закона). Дополнительные условия и обязательства к предоставлению права на проживание заранее запрещают самостоятельные или подобные им наемные виды трудовой деятельности. Исключение имеют место только тогда, когда властям ФРГ очевидно, что по гуманитарным или подобным причинам в течение длительного времени возвращение иностранца в страну происхождения невозможно. Кроме того, предоставление права на проживание в части чисто наемной трудовой деятельности регулярно облагается следующим условием: «Трудовая деятельность разрешена, если имеется разрешение соответствующего ведомства по трудоустройству», то есть начать работать можно только тогда, когда ведоством занятости (Arbeitsamt) выдано специальное разрешение на работу.

В соответствии с §32 Закона, на основании соглашений федеральных и земельных органов власти о временном пребывании в ФРГ иностранцев-беженцев из зоны боевых действий и гражданской войны, правительство земли своим решением может выдавать этой категории предоставление право на проживание. При этом иностранцу определяется конкретный населенный пункт для проживания, а свобода его передвижения ограничивается территорией федеральной земли, предоставившей разрешение на жительство.

Согласно §35 Закона иностранцу, имеющему предоставление права на проживание в течение 8 лет и более, может быть предоставлен бессрочный вид на жительство в ФРГ при условии, что он обеспечивает свое материальное положение за счет трудовой деятельности или личного состояния.

Кроме указанных четырех основных видов разрешений на жительство иностранцев в Германии: предусмотрены еще два вида разрешений иностранцам для нахождения на территории страны. Это – допущение проживания или замена депортации (Duldung), а также позволение на проживание (Aufenthaltsgestattung).

Допущение проживания выдается в соответствии с §56 Закона тогда, когда по юридическим или фактическим причинам невозможна высылка иностранного гражданина. В качестве причин называются опасность подвергнуться в стране происхождения пыткам или даже смертной казни. Кроме того, допущение проживания может быть выдано по настоятельным гуманитарным, международно-правовым или подобным им причинам.

Допущение проживания ограничено по времени, оно не должно превышать 1 года. По территории оно ограничивается федеральной землей. Что касается трудовой деятельности, то допущение проживания обязательно связано с ее запретом или ограничением.

Позволение на проживание выдается в соответствии с «Законом о процедуре предоставления политического убежища» (Asylverfahrensgesetz) от 27.07.1993 года иностранцам во время нахождения на приемном пункте, после подачи ими ходатайств о предоставлении политического убежища в ФРГ. Занятие трудовой деятельностью как правило запрещается.

Процедура получения иностранцами права на въезд и проживание в Германии выглядит, как правило, следующим образом.

Для въезда в ФРГ все иностранцы обращаются в их стране проживания в консульские учреждения Германии для получения въездной визы, где предъявляют национальные документы и заполняют соответствующие заявления с указанием своих данных, а также целей посещения Германии. После проведения проверки компетентными органами ФРГ им выдается или не выдается въездная виза для въезда на территорию Шенгенского пространства. Срок действия въездной визы – до трех месяцев, количество поездок – от одной до многократных.

По прибытию в Германию все иностранцы, кроме сотрудников дипломатических и консульских представительств, обязаны прописаться в отделе прописки при отделении полиции по месту нахождения в ФРГ и получить справку о прописке (Anmeldebestatigung). Далее они обращаются в местное ведомство по работе с иностранцами (Auslanderbehorde) для получения вместо въездной визы разрешение на жительство в Германии установленной формы и предъявляют документы, дающие на это право. Таковыми, кроме действительного национального паспорта и въездной шенгенской визы в разных ситуациях являются: свидетельства о рождении, браке, разводе, смерти родственников на территории Германии; трудовые договоры или разрешения на работу; документы о финансовой состоятельности и другие.

Вопросы трудовой деятельности регулируются несколькими законами, основными из которых являются: закон «О труде», положение «О предоставлении разрешения на работу для лиц не немецкой национальности», положение «О предоставлении разрешения на пребывание для занятия трудовой деятельностью», закон «О предоставлении разрешения на пребывание для граждан ЕС «.

Для занятия трудовой деятельностью на территории Германии каждый иностранец должен в обязательном порядке получить разрешение на работу от ведомства по труду – Arbeitsamt.

Разрешение на занятие трудовой деятельностью Arbeitserlaubnis-ArbErl дается в зависимости от принадлежности иностранца к тому или иному государству и положения на рынке труда.

Законодательство ФРГ по вопросам предоставления работы иностранцам четко разделяет лиц, не являющихся гражданами ФРГ, на две группы – граждан стран ЕС и граждан третьих стран. Для первой группы практически не существует законодательных препятствий в получении работы, при условии знания немецкого языка. Вторая группа значительно ограничена в возможности получить работу на территории Германии.

Получение работы иностранцами, гражданами стран ЕС. Иностранцы, являющиеся гражданами стран EU и EWR (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия) обладают на территории Германии особым статусом, который основывается на законе «О въезде и пребывании граждан государств-членов EC» и договоре «О пребывании на территории европейских государств ЕС» .

Данные законы предоставляют иностранцам практически равные с гражданами Германии права в вопросах получения работы и предпринимательской деятельности на территории ФРГ.

Для въезда в страну данной категории иностранцев не требуется виза и разрешение на проживание в стране в течение трех месяцев. Если в течение трех месяцев иностранец не нашел для себя работы, он может продлить разрешение на проживание еще на один месяц.

Это положение распространяется и на членов семьи иностранца, даже если они являются гражданами третьих стран.

Для получения работы иностранец может обратиться в ведомство по труду или найти работу самостоятельно. Порядок получения работы одинаков для граждан ЕС и для граждан третьих стран, однако разрешение на работу гражданам ЕС не требуется. При получении работы иностранец получает в ведомстве по делам иностранцев разрешение на проживание сроком на пять лет, которое в дальнейшем может быть не ограничено по времени.

Для получения разрешения на пребывание необходимо представить удостоверение личности и решение о приеме на работу (трудовой договор), выданное руководством фирмы или предприятия.

В целом, при приеме на работу, учитываются лишь профессиональные качества претендента, однако иностранцы не могут получить работу как чиновники в государственных учреждениях.

Получение разрешения на работу иностранцами, не являющимися гражданами стран ЕС. Основным условием для получения разрешения на работу является наличие у иностранца разрешения на проживание в стране или же разрешения на временное пребывание для лиц, претендующих на политическое убежище в форме Duldung, если им разрешено проживание вне расположения мест принятия беженцев.

Получение работы для лиц, имеющих туристическую визу или въехавших в страну по частному приглашению на срок до трех месяцев и не имеющих разрешения на более длительное пребывание, исключено.

В общем случае, разрешение на работу выдается на срок действия вида на жительство, но не более чем на три года. В дальнейшем возможно продление срока действия ArbErl.

На 5 лет разрешение на работу выдается иностранцам, проходящим обучение, работающим и проживающим в Германии в течении 6 лет, но не имеющим неограниченного по сроку действия вида на жительство или если существуют особенные обстоятельства.

Без каких-либо ограничений выдается разрешение на работу (особое разрешение на работу), если: иностранец является супругом (супругой) гражданина ФРГ, и существуют предпосылки для продления срока действия разрешения на проживание в стране; иностранец признан беженцем; иностранец, въехал в страну до исполнения 18 лет, и он получил в Германии общее или профессиональное образование или если иностранец до исполнения 18 лет непрерывно проживал на территории ФРГ; иностранец имеет вид на жительство в форме Aufenthaltsbefugnis или Aufenthaltseriaubnis в течении 6 лет; иностранец является разведенным или овдовевшим супругом, имеющим право на пребывание в стране; гражданин Турции, в течении четырех лет непрерывно проживает на территории Германии, или члены семьи турецких граждан, проживают непрерывно в Германии в течении 5 лет.

В случае, если иностранец имеет разрешение на пребывание в стране, он может использовать два пути для получения разрешения на работу и работы. Первый путь заключается в том, что иностранец обращается в ведомство по труду (Arbeitsamt) по месту проживания. Ведомство по труду предоставляет иностранцу три возможных места работы в которые он обращается самостоятельно. Второй путь – иностранец по газетным или другим объявлениям находит для себя место работы и обращается на фирму с просьбой о предоставлении вакантного рабочего места. Ведомство по труду рассматривает документы заявителя и проверяет наличие претендентов на получение соответствующей работы. Если иностранец нашел рабочее место самостоятельно ему повезет только когда на данное место не претендуют граждане ФРГ, граждане стран ЕС, иностранцы, имеющие особое разрешение на работу.

Разрешение на работу сроком на один год может быть предоставлено: иностранцам, которые являются служащими немецкой фирмы, но работают за пределами Германии, если существует потребность в их деятельности на территории Германии; иностранцам – специалистам в совместных фирмах, созданных на основе двухсторонних государственных договоров, для получения образования или повышения квалификации; иностранцам – специалистам по заключению экспортных или лицензионных договоров; иностранцам, в возрасте до 25 лет, по уходу за детьми в немецких семьях (Au pair-Beschaftigung).

Разрешение на работу сроком до 18 месяцев может быть предоставлено: временным рабочим для повышения квалификации или языкового образования на основе двухсторонних государственных договоров; иностранцам, которые в рамках существующих деловых отношений между фирмами будут работать на немецкой фирме с целью изучения практики, условий и особенностей работы.

Разрешение на работу сроком на два года может быть выдано: выпускникам немецких высших учебных заведений, для завершения образования которых необходимо прохождение практики; специалистам или руководящим работникам, на основании двухсторонних государственных договоров или на основании договоров между промышленными организациями или общественно-правовыми экономическими учреждениями с целью получения образования или повышения квалификации на предприятиях и фирмах, расположенных на территории Германии.

Разрешение на работу может быть продлено на время необходимое для обучения или повышения квалификации.

Иностранцы, работающие по трудовому договору на основании межгосударственных соглашений, могут получить разрешение на работу до окончания срока действия трудового соглашения. Если иностранец вновь желает получить разрешение на работу на основании трудового соглашения, то оно может быть предоставлено если срок между выездом иностранца из страны и датой нового въезда не превышает время общего пребывания в Германии ранее.

В общем случае срок, по истечению которого может быть получено новое разрешение на работу, не должен превышать двух лет. Если иностранец работал на территории Германии в течение девяти месяцев, то новое разрешение на работу может быть получено по истечению трех месяцев. По решению министерства труда Германии, выдача разрешения на работу по трудовым договорам в области строительства может быть ограничена.

Разрешение на работу может быть предоставлено: на срок до девяти месяцев иностранцам, занимающимся организацией выставок и театральных представлений, на пять лет учителям, преподающим в вузах, государственных или частных школах Германии, а также в школах при консульских представительствах; от трех до шести лет для поваров, работающих в специализированных ресторанах иностранной кухни; няням, по уходу за детьми до 16 лет иностранных предпринимателей, на срок их работы в стране.

Разрешение на работу может быть выдано: 1. Научным сотрудникам для преподавания и исследований; 2. Руководящим работникам и специалистам, если их деятельность вызвана особым интересом общества; 3. Руководителям и специалистам инофирм, на территории Германии, если их знания и навыки выше, чем у соответствующих немецких специалистов; 4. Руководителям СП; 5.Медсестрам, по уходу за больными и престарелыми; 6. Священникам, другим религиозным деятелям, имеющим соответствующее образование; 7. Художникам и артистам и их обслуживающему персоналу.

Для получения разрешения на работу, прохождения стажировки и т.д. заинтересованная фирма или учреждение направляет приглашение иностранцу, с которым последний обращается в консульское представительство Германии. Консульское представительство запрашивает центральное ведомство по труду Zentralstelle fur Arbeitsvermitlung, расположенное в г. Франкфурт-на Майне о возможности предоставления разрешения на работу. Центральное ведомство по труду делает соответствующий запрос в ведомство по труду города или района, в котором расположена фирма или учреждение. Ведомство по труду города или района направляет соответствующий запрос на фирму или в учреждение и, получив соответствующий ответ, отсылает его обратно в центральное ведомство по труду, которое дает положительный или отрицательный ответ консульскому учреждению.Проводимая правительством ФРГ линия на сокращение к 2000 году вдвое числа безработных приведет к введению дополнительных ограничений в предоставлении работы иностранцам. Кроме этого возможно введение ограничений на предоставление разрешения на пребывание иностранцам, которые являются безработными или не могут найти работы. Последнее требование касается переселенцев русской национальности, которые являются супругами граждан ФРГ и имеют ограниченное по сроку разрешение на пребывание в стране.

О порядке приобретения гражданства Германии. Согласно §3-16 «Закона о гражданстве в Германии и Рейхе» от 22.07.1913 г. (в дальнейшем будет именоваться «Закон» ) немецкое гражданство может быть приобретено: по рождению (durch Geburt), §4 Закона; по легитимации или признании законным рождения (durch Legitimation), §5 Закона; по усыновлению (durch Anmihme als Kind), §6 Закона; в результате приема в гражданство (fur einen Auslander durch Einburgerung), §8-16 Закона; по заявлению (durch Erklarung).

1. Получение гражданства по рождению. Любой законнорожденный ребенок получает немецкое гражданство по рождению, если один из родителей, то есть либо отец, либо мать, имеют гражданство ФРГ (§4, п.1, пп.1 Закона). Незаконнорожденный ребенок получает гражданство Германии по рождению, если немецкой гражданкой является его мать ( §4, п.1, пп.2 Закона). Место рождения в расчет не принимается. Если законнорожденность ребенка оспорена и установлено, что он незаконнорожденный, то с момента рождения такой ребенок рассматривается как незаконнорожденный и немецкое гражданство он приобретает, только если на момент рождения гражданкой ФРГ являлась его мать. В соответствии со вступившими в силу с 01.07.93 г. изменениями в §4. п.1 Закона незаконнорожденный ребенок может приобрести гражданство ФРГ по рождению через своего отца, если им по немецким законам установлено отцовство и заявление по установлению отцовства было подано до исполнения ребенку 23 лет (§4, п. 1, № 2 Закона).

До 31.12.1974 г. законнорожденный ребенок получал немецкое гражданство по рождению только в том случае, если гражданство Германии имел его отец (§4, п.1 Закона в старой редакции). Законнорожденные дети, родившиеся в период с 01.04.1953 г. по 31.12.1974 г. от смешанного брака, получали немецкое гражданство также по матери, если в противном случае они оказывались лицами без гражданства, а мать имела гражданство ФРГ (§4, п.1, № 2 Закона в старой редакции и разд.2 Изменений к Закону от 19.12.1963 г.). Дети, рожденные в период с 01.04.1953 г. по 31.12.1963 года от смешанных браков, могли в этих случаях отказаться от приобретения немецкого гражданства.

§4, п.2 Закона определяет статус найденных на территории ФРГ подкидышей. До доказательства обратного принимается в расчет, что находящийся на территории Германии найденыш происходит от немецких граждан и получает таким образом по рождению гражданство ФРГ.

2. Приобретение гражданства но легитимации. Признанная но немецким законам легитимность (узаконивание) ребенка со стороны гражданина Германии наделяет такого ребенка гражданством отца. Незаконнорожденный ребенок становится законным, если его отец женится на матери (§1719 «Германского законоуложения», Burgerliches Gesetzbuch, BGB) или если незаконнорожденный ребенок признается законным по решению отдела по вопросам усыновления и опеки суда первой инстанции (§1723, 1724 «Германского законоуложения» ). После узаконивания ребенок автоматически получает гражданство отца.

3. Приобретение гражданства в результате усыновления (удочерения). Признанный по немецким законам усыновленным или удочеренным немецким гражданином ребенок получает гражданство ФРГ, если ему еще не исполнилось 18 лет. Усыновление ребенка гражданином Германии происходит в соответствии с §1741-1742 «Германского законоуложения» и разд.22 «Введения к Германскому законоуложению» . Соответствие немецкому законодательству усыновления, совершенного за пределами Германии, которое влечет предоставление усыновляемому немецкого гражданства, определяют государственные органы ФРГ. Если усыновление (удочерение) ребенка зарегистрировано в одной из книг гражданского состояния ФРГ, это означает, что оно признано по немецким законам. Действенность усыновления ребенка, совершенного за пределами Германии, не подтверждается, если его признание противоречит «благим намерениям» или законодательству ФРГ (разд.6 «Введения к Германскому законоуложению», §328, п.4 «Гражданского процессуального кoдeкca», (Zivilprozessordnung, ZPO).

Усыновляемый или удочеряемый ребенок должен быть на момент подачи заявления о его усыновлении (удочерении) моложе 18 лет (§6, п.1 Закона). При этом не имеет значения порядок рассмотрения вопроса в отделе по усыновлению и опеке суда первой инстанции: будет ли слушаться дело как усыновление несовершеннолетнего, либо как усыновление совершеннолетнего. Данное положение распространяется и на усыновления, совершаемые за границей.

Наследники усыновляемого (удочеряемого) ребенка приобретают гражданство ФРГ вместе с их усыновляемым (удочеряемым) родителем (§6, п.2 Закона).

4. Приобретение гражданства иностранцами в результате их натурализации (приема в гражданство ФРГ). Прием в гражданство или натурализация представляет собой предоставление гражданства согласно государственному (административному) акту. С момента получения «Свидетельства о гражданстве» (Emburgerungsurkunde) ходатайствующее лицо становится гражданином Германии (§16, п.1 Закона). Натурализация не распространяется на членов семьи получающего немецкое гражданство, на что указывает сделанная в «Свидетельстве о гражданстве» соответствующая оговорка (§16, п.2 Закона и §1, пп.2 и 3 «Общего административного предписания по документам по вопросам гражданства»). Различают натурализацию по праву (Anspuchseinburgerung), и натурализацию по усмотрению (Ermessenseinburgerung). Иx главное отличие в сложности принятия решения по ходатайствам. При наличии оснований приобретение гражданства ФРГ по праву решения вплоть до выдачи «Свидетельства о гражданстве», как правило принимает орган гражданства низшей инстанции, структурно входящий в районную, городскую или окружную администрацию (в земле Берлин – это чиновник по вопросам гражданства, входящий в отдел ЗАГС городского района).

Право на приобретение гражданства ФРГ имеют незаконнорожденные дети немецких граждан, по которым в законном порядке установлено отцовство, которые не менее 3 лет законно пребывают на территории Германии и если заявления об установлении отцовства поданы до исполнения ими 23 лет.

Гражданство ФРГ по праву могут также приобрести:
- немцы, не имеющие гражданства Германии (§6, п.1 «Первого закона об урегулировании вопросов гражданства» );
этнические немцы, прибывшие в Германию до вступления в действие Конституции ФРГ, то есть до 23.05.1949 года, не получившие правовой статус немца по ст. 116, п.1 Конституции ФРГ и которые не покидали больше пределы своей родины (§8, п.1 «Первого закона»);
- изгнанные с мест проживания, утраченных Германией в результате войны, представители немецкой нации, находившиеся в годы войны на службе в вермахте – вооруженных силах гитлеровской Германии, которые не приобрели себе другого гражданства (§9, п.2 «Первого закона»);
- немцы по происхождению, лишенные германского гражданства в годы гитлеровской диктатуры по политическим и расовым причинам или вынужденные в результате преследований в период с 30.01.1933 года по 08.05.1945 года принять чужое гражданство и утратить таким образом немецкое (§11, 12, п.1 «Первого закона»).

Право приобретения немецкого гражданства распространяется также на персон, являющихся по рождению лицами без гражданства, которые родились и не менее 5 лет законно пребывали в Германии, подавших заявление на немецкое гражданство до исполнения им 21 года (разд.2 «Закона о сокращении случаев появления лиц без гражданства» Gesetz zur Verminderung der Staatenlosigkeit). С 01.01.1991 года приобретать гражданство ФРГ по праву могут проживающие в Германии бездомные иностранцы. (К бездомным иностранцам по немецким законам относятся иностранцы либо лица без гражданства, находящиеся под опекой международных организаций как перемещенные лица или беженцы.) Согласно §21, п.1 «Закона о правовом положении бездомных иностранцев» (Gesetz uber die Rechtsstellung heimatloser Auslander, HAG) бездомный иностранец приобретает гражданство ФРГ по праву, если он на протяжении 7 лет законно пребывает в Германии и не имеет судимостей за совершенные преступления. Правом на натурализацию пользуются также его супруг (супруга) и несовершеннолетние неженатые (незамужние) дети. В этих случаях последние получают немецкое гражданство только при наличии у них перечисленных оснований.

С 1.07.93 г. молодые иностранцы, выросшие в Германии (по §85 «Закона об иностранцах» ), а также все иностранцы, проживающие в стране длительное время (по §86, п.1 «Закона об иностранцах» ) вместо приобретения гражданства ФРГ по правилам (Regeleinburgerung) получили возможность натурализации в немецкое гражданство по более облегченной форме – по праву (Anspruchseinburgerung). Решающим моментом для них при этом является отказ от имеющегося гражданства. Однако при определенных условиях, предусмотренных в §87, п.1 и п.2 «Закона об иностранцах», для них допускается даже двойное гражданство.

Немецкое гражданство по праву могут приобрести иностранцы, проживавшие не менее 8 лет в законном порядке в Германии, посещавшие в течение 6 лет немецкую школу, не имеющие судимостей, утратившие их прежнее гражданство и подавшие заявление на вступление в гражданство ФРГ с 16 до 23 лет (§85 «Закона об иностранцах» ). Преимуществом пользуются иностранцы, рожденные в Германии или привезенные в страну в детском возрасте и выросшие здесь.

Приобрести германское гражданство по праву могут также все иностранцы, пребывающие в Германии в законном порядке не менее 15 лет (§86, п.1 «Закона об иностранцах»). Перед получением гражданства ФРГ они обязаны выйти из имеющегося гражданства, не иметь судимостей и быть в состоянии обеспечить свое существование за собственный счет. Супруги и несовершеннолетние дети данных лиц приобретают гражданство ФРГ при наличии условий, которые требуются для натурализации иностранцев, состоящих в браке с немецкими гражданами (§86, п.2 «Закона об иностранцах»). Незначительные правонарушения, предусмотренные в §88 «Закона об иностранцах», повлекшие наказание по делам несовершеннолетних, условное осуждение на срок до 6 месяцев и другие подобные наказания, а также перерывы в постоянном пребывании в Германии не более 6 месяцев (§89 «Закона об иностранцах» ) являются исключениями и как правило не препятствуют в деле приобретения гражданства ФРГ по праву. Исключения немецкое законодательство предусматривает также в вопросе выхода из имеющегося гражданства. Орган, занимающийся вопросами гражданства, вправе не требовать от иностранца выхода из его гражданства, если это не представляется возможным или связано с особыми трудностями (§87 «Закона об иностранцах»).

Государственный сбор за прием в гражданство Германии по праву составляет 100 марок ФРГ.

В других случаях, когда иностранец, желающий приобрести гражданство ФРГ, не подпадает под условия его приобретения по праву, решение о его натурализации принимается по усмотрению государственных органов ФРГ, занимающихся вопросами гражданства, на основании §8, 9, 13, 15, п.2 «Закона о гражданстве», §9, п.1 «Первого закона об урегулировании вопросов гражданства» и §1, п. 1 Положения от 20.01.1942 года. Натурализация при соблюдении всех условий возможна лишь тогда, когда она соответствует общественным интересам и способствует качественному приросту населения ФРГ.

Лицо, ходатайствующее о приеме в немецкое гражданство, должно постоянно проживать в Германии (§8. п.1. пп.3 Закона), быть трудоспособным и вести безупречный образ жизни (§8. п.1, пп.1 и 2 Закона). Кроме того, за ним, как правило, не должно числиться неисполненных обязательств по приговорам судов и оно должно подтвердить источники обеспечения своего существования (§8, п.1, пп.4 Закона).

В некоторых случаях, в виде исключения, гражданство Германии могут приобрести иностранцы, не проживающие постоянно в ФРГ. Это, прежде всего, – бывшие немецкие подданные и их потомки (§13 Закона), насильственно переселенные (изгнанные) немцы и их супруги, желающие переселиться в Германию (§9, п.1 «Первого закона об урегулировании вопросов гражданства» ), при условии, что их натурализация отвечает высшим общественным интересам ФРГ (§1, п. 1 Положения от 20.01.1942 года).

Нормальными условиями приобретения иностранцами гражданства ФРГ по усмотрению являются: постоянное законное пребывание в Германии в течение 10 лет (для иностранцев, состоящих в браке с немецкими гражданами – 5 лет, в исключительных случаях - 3 года); уверенное владение немецким языком; знание основ государственного устройства ФРГ; готовность ходатайствующего лица отказаться от имеющегося у него гражданства (выход из гражданства оформляется после получения от немецких органов «Заверения о предоставлении гражданства ФРГ» (Einburgerungszusicherung).

Представители развивающихся стран должны кроме того провести в ФРГ несколько большее время, прежде чем они адаптируются к правам и обычаям немецкого общества.

Для бывших немецких подданных, бездомных иностранцев, иностранных беженцев и лиц без гражданства в силу их особого положения в процессе получения немецкого гражданства предусмотрен ряд облегчений: сокращение обязательного пребывания в ФРГ с 10 до 7 лет; признание социальной помощи в качестве достаточного источника для обеспечения их существования; допущение невыхода из существующего гражданства, если это связано с непреодолимыми проблемами для ходатайствующего лица.

Приобретение гражданства ФРГ супругами немецких граждан происходит на основании §9 Закона, согласно которому наряду с выполнением требований §83 Закона, предусматривающего трудоспособность, наличие жилья и дохода, гарантирующего нормальное существование, к моменту их натурализации они оформляют выход из имеющегося у них гражданства и должны полностью адаптироваться к условиям жизни в Германии.

Натурализация невозможна, если иностранец представляет собой угрозу внешней или внутренней безопасности ФРГ, а также международному сотрудничеству.

За оформление гражданства ФРГ по усмотрению властей уплачивается государственная пошлина в размере 500 марок за каждого взрослого ходатайствующего. Для принимающих гражданство Германии вместе со взрослыми детей пошлина составляет 100 марок.

5. Получение гражданства по заявлению. В трех случаях иностранцы могут приобрести гражданство Германии также по своему письменному заявлению: граждане Австрии; законнорожденные дети, матери которых немки; усыновленные несовершеннолетние дети.

О политике ФРГ в отношении иностранцев, претендующих на политическое убежище в Германии. Принятая в 1949 году Конституция ФРГ содержала статью 16-ю, гласившую в первоначальной редакции: «Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище» . Такая редакция статьи о политических беженцах была продиктована в первую очередь осознанием Германией вины за преступления, совершенные нацистами, изгнавшими и уничтожившими по политическим мотивам миллион человек.

За истекшие годы в ст. 16 «а» Конституции ФРГ не раз вносились изменения, которые ограничивали право на получение политического убежища в Германии, что связано, в первую очередь, с большим потоком иностранцев, претендующим на политическое убежище в ФРГ и отсутствием возможностей у страны для приема, размещения, социального обеспечения данной категории иностранцев.

В настоящее время ст. 16 «а» Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования (т.н. «спокойные» страны), может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам.На основании изменений, внесенных в Конституцию ФРГ, соответственно изменились и некоторые положения законов страны «Об иностранцах», «О политических беженцах», «О социальной помощи политическим беженцам», которые регулируют взаимоотношения государства с лицами, претендующими или получившими политическое убежище в ФРГ.

Ежегодно в Германию прибывает около 800 тыс. иностранцев с целью дальнейшего проживания на территории ФРГ; около 115 тыс. иностранцев, из общего числа выезжающих, претендуют на политическое убежище в ФРГ, что составляет почти 55% от всего числа такой категории иностранцев, въезжающей в страны ЕС. Основную часть иностранцев, стремящихся получить статус политического беженца, составляют граждане Турции, африканских государств, Шри-Ланка, Ирака, Румынии. Афганистана, Пакистана.

Число иностранцев ежегодно нелегально въезжающих в Германию не поддается статистике. Только пограничной охраной ФРГ ежегодно задерживается около 30 тыс. иностранцев, пытающихся нелегально пересечь границу, чтобы в дальнейшем подать заявление о предоставлении политического убежища.

Лица, въехавшие в страну через третьи «спокойные» государства и претендующие на политическое убежище в Германии, задерживаются в аэропортах, где в течении 3-х суток проводится расследование, и высылаются в те страны, откуда они выехали.

Граждане стран ЕС или граждане «спокойных» стран высылаются в государства происхождения.

В отношении лиц, которые имеют доказательства преследования по политическим мотивам в стране происхождения, проводится специальное расследование, согласно законодательства, на основании которого принимается решение либо о высылке, либо о предоставлении статуса политического беженца, либо о предоставлении временного разрешения на пребывание в ФРГ (Duldung).

Ежегодно около 6-8% от числа лиц, претендующих на убежище, получают статус политического беженца, до 7% от общего числа получают разрешение на временное пребывание, остальные, как правило, высылаются из страны.

К категории иностранцев, претендующих на политическое убежище в ФРГ относятся и лица, дезертировавшие из частей Советской Армии, располагавшихся на территории Германии, которых насчитывается около 1659 человек. В настоящее время почти 200 из них получили статус политического беженца.

Иностранцы, в отношении которых проводится расследование с целью определения целесообразности предоставления политического убежища, размещаются в специальных пунктах приема беженцев.

На период проведения расследования иностранцам предоставляются различные виды помощи, необходимые для поддержания определенного законодательного жизненного уровня. Помощь заключается как в выдаче денег, различных чеков на приобретение одежды или других вещей, необходимых для повседневной жизни, а также может быть оказана в виде предоставления самих вещей и принадлежностей.

В 1997 году внесены изменения в закон «О помощи лицам, претендующим на политическое убежище» согласно которым социальная помощь в течении двух лет составляет 80% от установленной ранее. Сокращены также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев.

Принятие поправок к законодательству вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которые не в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс. иностранцев, претендующих на политическое убежище в ФРГ.

Иностранцам, размещенным в пунктах приема, претендующих на политическое убежище, может быть предоставлена работа только в определенном месте и только непродолжительное время, как правило, 2-3 часа в день. Минимальная оплата труда составляет 2 марки за час.

Однако, в связи с большим числом безработных в стране, решением правительства ФРГ с июля 1997 года запрещена выдача разрешений на работу в течении двух лет лицам, претендующим на политическое убежище.

Отсутствие рабочих мест для лиц, имеющих статус политического беженца, запрет на занятие какой-либо трудовой деятельностью для иностранцев, претендующих на статус политического беженца, приводит к тому, что данная категория лиц либо работает нелегально, либо пополняет число преступников в стране.

Проблема нелегальных рабочих особенно остро стоит в таких отраслях, как строительство и сфера обслуживания. С целью сокращения числа нелегально работающих и усиление ответственности предпринимателей за использование дешевой рабочей силы, правительством страны ужесточены наказания за предоставление работы без соответствующего разрешения, которые предусматривают штраф до 500 тыс. марок.

Проблема преступности среди иностранцев обусловила принятие ряда поправок к законодательству ФРГ, направленных на ужесточение ответственности за совершение преступления. Так, принято решение о незамедлительной высылке из страны лиц, претендующих на политическое убежище, если они совершили преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более трех лет (ранее – пяти лет).

Без проведения судебного разбирательства могут быть высланы иностранцы, участвовавшие в запрещенных демонстрациях. Наталкиваясь на отказ государств принимать своих граждан обратно, правительство ФРГ предполагает оказывать давление на такие страны, как на политическом уровне, так и сокращая финансовую и материальную помощь.

Принятые поправки к законодательству страны, касающегося лиц, претендующих на политическое убежище в Германии, ужесточение порядка рассмотрения заявлении о предоставлении статуса политического беженца преследуют цель сокращения потока иностранцев, въезжающих в страну для получения политического убежища, что обусловлено внутренней социально-политической ситуацией в Германии: высокий уровень безработицы, увеличение числа преступлений, совершенных иностранцами, отсутствие финансовых средств у государства для оказания социальной помощи иностранцам.

В будущем, возможно ожидать еще большее ужесточение политики страны в отношении лиц, претендующих на политическое убежище в Германии. Представители различных партий ФРГ высказываются за принятие законов, которые бы предусматривали квоты или существенно ограничили число иностранцев, получающих или желающих получить политическое убежище. Наиболее радикальные предложения предусматривают отмену статьи 16 «а» Конституции, что исключит правовую основу для предоставления политического убежища.

 

дополнительная информация


Немецкие инвестиции в экономику РФ
По данным Госкомстата России по состоянию на 1 июля 1998 года накопленный объем инвестиций Германии в экономику РФ составил 8,74 млрд. долл.
подробнее »

Энергетика и автомобильная промышленность ФРГ
После объединения ФРГ и ГДР был начат процесс перестройки ТЭК бывшей ГДР, основными целями которого было улучшение технической и экономической эффективности, а также снижение нагрузки со стороны энергокомплекса на экологию
подробнее »

Государственное устройство Германии
В начале октября 1990 г. произошло объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, созданных в 1949 г. по решению 4-х стран – победительниц во Второй мировой войне.
подробнее »


Новости


Город Киев: горящие путёвки и аренда квартир
Собираясь в другой город, становится актуальным вопрос размещения. Что же выбрать: взять номер в гостинице или взять жилье в аренду посуточно?
подробнее »

Железнодорожный билет в интернете
На сегодняшний день заказать или приобрести по доступной цене железнодорожный билет возможно в интернете. Для этого созданы максимально подходящие условия, так как через электронный сервис вы можете оплатить свою покупку и получить распечатанный вариант билета.
подробнее »

Отправляемся за кладом в Италию
Слушая в детстве сказки о пиратах, смотря захватывающие серии «Мумии» и приключения знаменитого Индиана Джонса, мы сами задаемся вопросом – а есть ли тот самый таинственный клад, который ищут многие столетия археологи и другие.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru