сделать стартовой | добавить в избраное 21 октября 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта
 

Макроэкономика на Мадагаскаре




Социально-экономическая ситуация тяжелая (по официальным данным, 3/4 малагасийцев живут за гранью нищеты). Обусловлена растущей инфляцией, безработицей, усугубляемыми негативными последствиями приватизации крупных госкомпаний, а также сокращением госрасходов на социальные нужды под давлением МВФ.

Мадагаскар располагает богатейшими по разнообразию и объему запасами полезных ископаемых, высокоценного и стратегического сырья (цирконий, титан, рубин, ниобит, ниобий, драгметаллы и т.д.). В то же время принадлежит к категории 18 беднейших, наименее развитых стран.

ВВП в 1998 г. – 3,7 млрд.долл. (на душу населения – 230 долл). Внешняя задолженность в 1998 г. – 3,8 млрд.долл.

Сельское хозяйство (33% ВВП) – ведущая отрасль экономики страны, обеспечивает 50% валютных поступлений, занятость 85% самодеятельного населения. Объем производства в 1998 г. вырос на 1,5% (1,9% – в 1997 г.). Главные экспортные культуры – кофе, гвоздика, ваниль, а также рыбо- и морепродукты. Потребности страны в продовольствии за счет собственного производства не удовлетворяются, ежегодно импортируется 200 тыс.т. продтоваров, главным образом рис.

Промышленность (14% ВВП) развита слабо. Прирост производства – 4,5% в 1998 г., 4% – в 1997 г. Разрабатываются залежи хромовой руды, слюды, графита и других минералов. Динамично развивается сфера услуг (прирост – 5% в 1998 г. (4% – в 1997 г.), прежде всего турбизнес.

Внешнеторговый оборот – 1200 млн.долл. (1998 г.), в том числе экспорт – 525 млн.долл., импорт – 675 млн.долл. Объемы и структура внешней торговли за три последних года практически не изменились, главные партнеры – страны ЕС (прежде всего Франция), США, Япония.

О стратегии социально-экономического развития. В ходе предвыборной борьбы и непосредственно после возвращения к власти в январе 1997 г. президент Мадагаскара Д.Рацирака уделял большое внимание политико-теоретическим вопросам развития малагасийского общества. Именно в этот период он сформулировал главную цель деятельности своей администрации – построение «экологической и гуманистической республики». В последующем эта идея присутствовала во многих публичных выступлениях президента, что служит подтверждением принадлежности Д.Рацираки к политикам, которые имеют претензии на роль в т.ч. и идеологических лидеров.

Общие контуры программы социально-экономического развития малагасийского общества в наиболее обобщенном виде были впервые изложены в выступлении Д.Рацираки на состоявшейся 15 янв. 1999 г. традиционной церемонии новогодней встречи главы государства с представителями всех ветвей власти и общественности страны.

Цель провозглашенной Д.Рациракой стратегии социально-экономического развития Мадагаскара – борьба с бедностью и повышение темпов экономического роста. Этим концептуальным подходом малагасийские власти руководствовались при разработке бюджета страны на 1999 г., однако, на практике, в условиях, когда мировые цены на товары традиционного малагасийского экспорта продолжают падать, а новые кредиты по линии МВФ-МБРР фактически заморожены, государство вновь оказалось по существу не в состоянии обеспечить полноценное финансирование социально-экономических программ. В этом контексте демарш Д.Рацираки предстает в качестве попытки найти дополнительный внутренний источник финансирования развития страны в опоре на традиционно присущий малагасийцам дух солидарности и взаимопомощи («фивавахана»).

Суть выдвинутых президентом предложений сводится к тому, что борьба с бедностью не может быть успешной, если она опирается исключительно на содействие внешних партнеров, а не основывается на усилиях самих малагасийцев. Отталкиваясь от этой принципиальной установки, Д.Рацирака предложил создать три специальных фонда для реализации программ развития, а также Национальный банк солидарности (НБС), который бы аккумулировал средства этих фондов и работал в области т.н. микрокредитов.

Первый фонд, по мнению президента, мог бы быть создан за счет добровольного перечисления в него госслужащими и работниками частного сектора экономики 3% их заработной платы, что обеспечило бы поступления в размере от 60 до 90 млрд.мал.франков в год. Предполагается, что треть этой суммы будет направлена на финансирование экономического развития и реализацию проектов по созданию рабочих мест, треть – на обеспечение банковских гарантий по кредитам на приобретение жилья и создание малых предприятий, и еще одна треть – депонирована на счет в НБС для получения дохода.

Второй фонд Д.Рацирака предложил подчинить задаче поддержки животноводства, представляющего собой основу экономической системы страны. Формировать его средства предполагается за счет добровольных пожертвований животноводов в расчете 3-4% от стоимости реализованного скота, что может составить в год до 120 млрд.мал.франков. Треть этой суммы предназначалась бы для обеспечения бесплатного ветеринарного обслуживания скота, треть – для финансирования мероприятий по развитию животноводства в целом, и треть – для извлечения дохода через помещение на счет в НБС.

Деятельность третьего фонда малагасийский президент считает необходимым ориентировать на поддержку экспортных отраслей промышленности. Формировать его средства планируется за счет добровольного перечисления предпринимателями 10% доходов от экспортных сделок, что могло бы дать 300 млрд.мал.франков в год. Треть этой суммы предполагается использовать в целях улучшения условий производства путем сооружения дорог на селе, финансирования селекционных работ, треть – направить на нужды стабилизации доходов от экспорта и треть – поместить в НБС для получения дохода.

С учетом того, что финансируемые внешними партнерами проекты развития на Мадагаскаре зачастую характеризуются весьма скромными результатами в силу недостаточной компетентности местных властей, нецелевого расходования средств и ряда других факторов, малагасийский президент выступил также с инициативой создания «образцовых деревень XXI века», жители которых имели бы возможность приобрести на льготных условиях достаточно комфортабельное жилье, а все «общинные» программы социально-экономического развития, в т.ч. в таких сферах, как образование, здравоохранение, защита окружающей среды и т.д., осуществлялись бы в тесной координации собственных усилий местного населения с деятельностью внешних инвесторов. Предполагается, что жизнь такой общины будет строиться на основе уважения традиционных моральных ценностей, присущих малагасийскому обществу, что призвано оградить население и особенно молодежь от таких бед, как рост преступности и насилия, деградация нравственности и т.п. Примечательно, что Д.Рацирака выразил намерение финансировать данный проект на первом этапе за счет своих личных средств.

Представленная президентом социально-экономическая программа свидетельствует о заметной эволюции его взглядов относительно форм и путей развития малагасийского общества. Раньше, до конца 80-х гг., находясь под влиянием социалистических идей, Д.Рацирака считал, что оно должно основываться на коллективных усилиях населения страны при доминирующей роли государства в организации этого процесса. Уже тогда, проводя социально ориентированную политику, Д.Рацирака пытался претворить в жизнь некоторые из своих нынешних взглядов. В настоящее время президент признает важную роль в обеспечении общественного прогресса в т.ч. и частного предпринимательства, однако, считает, что рынок и экономическая либерализация являются источником многих зол в современном мире, и в этом контексте подвергает резкой критике попытки западных держав под прикрытием рассуждений об императивах глобализации международной экономики и необходимости повсеместного утверждения свободной конкуренции установить в мире «диктатуру капитализма-убийцы» и тем самым обеспечить свои эгоистические экономические интересы за счет всех остальных государств. В этих условиях, по его мнению, приоритетное значение имеет всемерное укрепление традиционных духовных устоев малагасийского общества, более полное задействование его собственных сил и возможностей в разумном сочетании с внешней помощью.

Выступление Д.Рацираки получило в стране значительный резонанс. Сторонники президента, поддержав его инициативы, тем не менее, старались на первых порах избегать комментариев, связанных с практическими аспектами их реализации. Политические партии, занимающие центристские позиции, отреагировали на инициативу президента более осторожно, но в целом благожелательно, подчеркивая, что они готовы поддержать любую идею, направленную на вывод страны из нынешнего кризисного положения и обеспечение условий для ее устойчивого развития.

Оппозиционные силы крайне негативно встретили предложения Д.Рацираки. По мнению оппозиции, программа президента носит во многом утопичный характер, имеет популистскую направленность и не может быть реализована на практике, особенно с учетом уже имеющегося негативного опыта, связанного с провалом подобных начинаний во времена Второй республики. В этом плане особо отмечается, что, как показала практика последних лет, любые попытки целевого сбора добровольных пожертвованиий граждан (проекты восстановления сгоревших Дворца королевы и мэрии Антананариву), оканчиваются, как правило, безрезультатно. Подчеркивается низкая вероятность того, что малагасийские госслужащие, с трудом сводящие концы с концами, согласятся добровольно перечислять часть своего заработка на реализацию программы, имеющей достаточно общий и неконкретный характер; указывается на то, что малагасийские предприниматели тоже вряд ли будут готовы выделять средства в предлагаемые к созданию фонды, особенно на фоне обострения в последнее время их отношений с правительством. Критике подвергается и идея создания НБС в условиях, когда правительство осуществляет приватизацию существующих госбанков.

 

дополнительная информация


Государственное устройство Мадагаскара
Государственное устройство— парламентская республика. Глава государства – президент (избираемый на 5 лет, является также главнокомандующим ВС).
подробнее »

Интеграция Мадагаскара
В последние два года страны-участницы КИО ведут работу по созданию Зоны свободных обменов, призванной воплотить в себе реальные результаты проходящих в рамках этой региональной организации интеграционных процессов.
подробнее »

Финансы Мадагаскара
Мадагаскар является членом группы Африканского банка развития (АфБР) с мая 1976 г.
подробнее »


Новости


Австралия для храбрых туристов
Никакие рассказы о двухметровых насекомых, пернатых-убийцах или дьявольских утках не страшат мечтающих посетить Австралию, ведь её природное разнообразие ежегодно манит не малое количество путешественников.
подробнее »

Современные спортивные сооружения
Современные спортивные сооружения обладают качественным, но дорогостоящим напольным покрытием. Тем не менее существует огромное количество спортивных сооружений находящихся на балансе городских властей, которые не могут себе позволить по экономическим причинам приобрести такое качественное напольное покрытие.
подробнее »

Получив заветные корочки не всегда можно устроиться на желаемую работу
Образование, особенно качественное и полноценное всегда имеет значение для достижения результатов в карьерной деятельности.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru