сделать стартовой | добавить в избраное 16 декабря 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта
 

Ведущая роль рыболовства в Мавритании




В июне 1998 г. в Нуакшоте в ходе заседания «круглого стола» с участием представителей стран-доноров, руководством министерств финансов, рыболовства и морского хозяйства была представлена Стратегия реформирования и развития рыболовства и морского хозяйства ИРМ на 1998-2002 гг. Ранее основные положения и принципы Стратегии были в целом одобрены на заседаниях 3-й Консультативной группы Парижского клуба 25-27 марта 1998 г. Стратегия ставит своей целью увеличение доли участия национальных компаний в рыбном промысле, повышение роли кустарного лова, установление новых правил получения лицензий на лов, усиление контроля за рыбфлотом, сохранение и регулярное изучение состояния биоресурсов мавританской экономической зоны.

Ведущая роль рыболовства в экономике Мавритании обуславливается исключительным богатством шельфовых вод страны, являющихся одним из самых биопродуктивных районов мирового океана. По оценкам специалистов, общие запасы рыбы и беспозвоночных в мавританских водах составляли в 1991 г. 4 млн.т. Общая площадь континентального шельфа достигает 134 тыс.кв.км (23% приходится на мелководье, недоступное для ведения тралового флота), допустимый годовой улов, без ущерба для воспроизводства запасов возможен в размере 1,5 млн.т., из которых 65 тыс.т. – головоногие (каракатицы, осьминоги, кальмары), 132 тыс.т. – донные породы (шельфовые и склоновые рыбы), 7 тыс.т. – ракообразные (лангусты, креветки), 980 тыс.т. – мелкие пелагические рыбы (ставридовые, сельдевые, скумбрия), 26 тыс.т. – тунцовые. Промысловая продуктивность шельфовых вод ИРМ оценивается в 4,8-6 т./кв.км. в год.

Несмотря на наличие значительных рыбных ресурсов в мавританской экономической зоне, в последние годы в рыболовной отрасли наметился спад, что нашло свое отражение как в снижении валютных поступлений от экспорта рыбопродуктов, так и в уменьшении доли рыболовства в ВВП. По оценкам министра рыболовства и морского хозяйства ИРМ отрасль находится в предкризисном состоянии, а наиболее ценные породы рыбной продукции – головоногии – на грани исчезновения. Основная причина заключается в варварских методах лова и отсутствии эффективного контроля со стороны государства.

Изучение ресурсов – основной пункт Стратегии, предусматривает динамизацию научных исследований Национальным центром океанографических и рыбохозяйственных исследований (НЦОИР) с привлечением ведущих институтов и специалистов из-за рубежа с целью определения общего запаса рыбопродукции, количества каждого отдельного его вида, потенциальные объемы и допустимые методы и технические средства их вылова.

Начиная с 1998 г. НЦОИР будет ежегодно публиковать результаты проводимых исследований, в т.ч. анализ периодов и зон миграций рыбных популяций, увеличения или восстановления количества отдельных видов, с учетом влияния т.н. «биологических пауз».

Отчеты о работе НЦОИР будут предоставляться профильным министерствам и ведомствам, национальным предпринимателям, иностранным партнерам Мавритании. Для расширения международного сотрудничества в области рыболовства планируется учредить научный совет с участием иностранных специалистов.

Рациональное управление ресурсами предусматривает контроль за методами лова и предотвращение незаконного пиратского промысла. В этом направлении предстоит установить более строгий контроль за судами, соответствием их оснащения методам лова и защите рыбного молодняка. Особое внимание будет уделено контролю за береговой линией и Национальным парком Бан д’арген.

Существующая Группа по наблюдению за рыболовством и контролю на море (ГНРКМ) будет проводить инспекцию на судах при выходах в море и разгрузке продукции на берегу. Повысится техническая оснащенность ГНРКМ, в т.ч. за счет спутниковой системы слежения, субрегиональной координации (в настоящее время Группа располагает 2 патрульными катерами, 4 легкими лодками, 3 радарными станциями, 1 самолетом). В целом, согласно Стратегии, Группа сможет осуществлять 2 тыс. контрольных проверок в год на судах в открытом море, 3 тыс. на судах кустарного лова и 3 технические проверки судов в день.
          В рамках плана рационального использования ресурсов правительством предусмотрено внесение изменений в процедуру выдачи лицензий на вылов, которая, начиная с 1999 г., будет осуществляться строго в соответствии с научными данными о запасах каждого вида. В будущем значительно будет сокращен вылов осьминогов. В I половине 1998 г. выдача лицензий на вылов головоногих была временно приостановлена с целью сохранения популяций этого вида. Часть судов, оснащенных для лова головоногих, будет переоборудована для лова других видов.
          Заметный рост получит кустарное рыболовство ввиду его большого социально-экономического значения: создание большого числа дополнительных рабочих мест, закрепление населения, проживающего на побережье, на местах и приостановка его исхода в города и др. В рамках развития кустарного промысла ежегодно будет проводиться перепись наличного парка лодок, их регистрация и выдача разрешений на вылов рыбы.
          Повышение рентабельности экспорта предполагается достичь за счет снижения доли экспорта дешевой необработанной рыбопродукции и создания национальных мощностей по полной и частичной ее переработке в соответствии с международными санитарными нормами. Правительством будет поощряться, в т.ч. льготным кредитованием, деятельность кооперативных объединений по обработке головоногих и мелких пелагических пород рыбы, в Нуакшоте будут созданы фитосанитарная лаборатория по контролю за качеством продукции и центр информации по инвестированию в переработку и продажу готовой к потреблению рыбопродукции.
          Важное значение в этом контексте будет иметь подготовка национальных кадров в создаваемой в Нуакшоте школе рыболовства, организация краткосрочных курсов подготовки и усовершенствования для работников кооперативов и женских ассоциаций, занятых в переработке рыбы.
          Развитие инфраструктуры предусматривает расширение и модернизацию существующих портовых структур, строительство нового порта для разгрузки пелагической рыбы, ее обработки и реализации. Возобновлено изучение вопроса о строительстве порта в районе Нуакшота для нужд кустарного промысла, возможностей создания сети мастерских по ремонту и техобслуживанию мелких рыболовных судов и станций заправки топливом вдоль всего морского побережья Мавритании.
          В законодательной сфере будет пересмотрен Закон о рыболовстве и принят Закон о морской торговле. Мавритания начнет процедуру присоединения к международным конвенциям о защите морского пространства, безопасности на море и др.
          Среди предусмотренных мер особо выделяются практические шаги по недопущению загрязнения моря и парка Бан д’арген топливными и другими отходами судов. Будет учрежден межминистерский орган по контролю за состоянием морской зоны, особенно в районе регенерации биоресурсов и прибрежных песчаных дюн. Законодательно усилятся требования к техническому состоянию судов и вспомогательных средств. Повысится качество обслуживания рыболовных судов, что позволит существенно снизить риск кораблекрушений.
          Мавританцы на разных уровнях неоднократно положительно отзывались о российских методах пелагического лова как наиболее рациональных и экологически чистых. Высокую оценку получают здесь научно-практические результаты исследований ихтиофауны, проводимые ежегодно калининградским институтом океанографических исследований.
          В 1998 г. в мавританской экономической зоне работали 15 судов пелагического лова (ставрида, скумбрия, сардинелла) из Мурманска и Калининграда. Объем вылова рыбы за 1 полугодие составил 101 тыс.т. на 40 млн.долл. (в 1997 г. – 204 тыс.т., 75 млн.долл.).
          Мавритано-китайское сотрудничество в области рыболовства.Экономическое сотрудничество между ИРМ и КНР, начиная с момента установления дипломатических отношений в 1960 г., считается традиционно образцовым, выгодным и перспективным для обеих сторон. Ежегодно предоставляя значительные кредиты и гуманитарную помощь, Китай прочно занимает одно из ведущих мест среди стран-доноров в мавританскую экономику. Так, в 1997 г. Китай предоставил Мавритании более 3 млн.долл., несколько тыс.т. зерновых, гуманитарных грузов и различного оборудования.
          С 1980 г., после подписания «базового» мавритано-китайского соглашения по рыболовству, Китай начал активно осваивать мавританскую экономзону. В 1998 г. у берегов Мавритании оперировало более 100 китайских малотоннажных судов, добывающих в основном наиболее ценные донные породы рыб (донным промыслом было занято около 60-70 судов, остальные суда занимались пелагическим ловом). Суда работали по свободным лицензиям на четыре смешанные мавритано-китайские рыболовные компании, представительства которых находятся в «экономической столице» ИРМ – г.Нуадибу.
          Для мавританцев сотрудничество с китайскими партнерами имело первостепенное значение. Это, в первую очередь, связано с невысокой стоимостью подержанных китайских судов, а главное – возможностью их оплаты в течение нескольких лет за счет продажи уловов. В отличие от дорогостоящих современных европейских рыболовных судов или приобретения через ВБ, что связано с необходимостью немедленной оплаты по факту получения судна, «китайский вариант» оказался наиболее притягательным для мавританских рыбопромышленников. Через 8 лет работы эти суда, после полной оплаты их стоимости переходят в собственность Мавритании, и одновременно с этим решается проблема национального мавританского флота.
          Первые контракты были заключены в 94-95 гг., по ним работают суда со смешанными мавритано-китайскими экипажами. Контроль за их работой осуществляется китайской стороной через своих представителей в СП.
          Несмотря на, в целом, успешно развивавшееся двустороннее сотрудничество, в середине 1995 г. возникли первые разногласия. В мавританской прессе появились критические публикации в адрес китайских судов в связи с применением недопустимых методов лова и варварской эксплуатацией рыбных ресурсов мавританской экономической зоны.
          Китайцы, в свою очередь, высказывали свое недовольство в связи с завышенными ценами на топливо, высокими налогами на лов, неудовлетворительным прод. и тех. обеспечением и т.д.
          В янв. 1998 г. противоречия между китайскими и мавританскими партнерами резко обострились, что связано, в основном, с задолженностью мавританцев, так и не сделавших ни одной выплаты за полученные суда. Несмотря на многократные требования о погашении долгов, мавританская сторона от уплаты всячески отклонялась, что в результате привело сначала к прекращению работы 10 китайских судов и их постановке на рейд возле порта г.Нуадибу, а затем уходу в район Лас-Пальмаса (Канарские о-ва) до разрешения вопроса о выплатах. Через 2-3 недели этому примеру последовало еще около 20 китайских судов.
          Китайские суда вероятнее всего окончательно покинут промысловую зону ИРМ. Высказывается мнение, что не последнюю роль в осложнении мавритано-китайских отношений сыграл ВБ, в свое время рекомендовавший мавританцам не прибегать к «китайскому варианту» для решения проблемы национального флота. Дело осложняется тем, что одной из первоочередных мер новой «рыболовной» политики станет 50% снижение усилий по эксплуатации рыбных запасов ИРМ путем сокращения количества судов в мавританской экономической зоне или разработки новых лицензий с ограничениями на лов головоногих.

 

дополнительная информация


Проблемма воды в Мавритании
Река Сенегал не относится к числу крупнейших рек мира. Ее протяженность составляет 1800 км.
подробнее »

Макроэкономика Мавритании
По классификации ООН Мавритания она входит в группу наименее развитых стран мира – ВНП на душу населения составляет около 500 долл.
подробнее »

Государственное устройство Мавритании
Береговая линия имеет протяженность 700 км. Воды океана у берегов Мавритании являются богатейшим районом в мире по запасам рыбы, которые ежегодно оцениваются в 4 млн.т.
подробнее »


Новости


Город Киев: горящие путёвки и аренда квартир
Собираясь в другой город, становится актуальным вопрос размещения. Что же выбрать: взять номер в гостинице или взять жилье в аренду посуточно?
подробнее »

Железнодорожный билет в интернете
На сегодняшний день заказать или приобрести по доступной цене железнодорожный билет возможно в интернете. Для этого созданы максимально подходящие условия, так как через электронный сервис вы можете оплатить свою покупку и получить распечатанный вариант билета.
подробнее »

Отправляемся за кладом в Италию
Слушая в детстве сказки о пиратах, смотря захватывающие серии «Мумии» и приключения знаменитого Индиана Джонса, мы сами задаемся вопросом – а есть ли тот самый таинственный клад, который ищут многие столетия археологи и другие.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru