сделать стартовой | добавить в избраное 24 октября 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта
 

Нефть в Ливии




Нефть в Ливии продолжает оставаться главным источником поступления валютных средств. С 1993 г. ОПЕК в отношении СНЛАД была установлена квота на добычу нефти в размере 1,39 млн.б/д. Ливия была и остается противником увеличения квот ОПЕК на добычу нефти. Так, в середине янв. 1998 г. Ливия призвала ОПЕК отказаться от увеличения квот, отметив при этом, что готова отказаться от своей новой квоты (1,52 млн.б/д.), если остальные члены ОПЕК также пойдут на снижение добычи нефти.

В результате действия международных санкций, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №731, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.) и запрещающих, в частности, импорт некоторых видов нефтяного оборудования, нефтяная отрасль страны испытывала большие трудности. Увеличение количества добываемой нефти для Ливии весьма проблематично по техническим причинам. К концу 1998 г. экспорт Ливии (95% – это нефть) составил 7,73 млрд.долл., что на 17% меньше по сравнению с 1997 г. К своему прежнему уровню экспорт приблизится, как предполагается, лишь в 1999 г. В 1998 г. валютный дефицит составил 1,9 млрд.долл. (или 15,8% ВНП страны). Правительство страны надеется хотя бы частично компенсировать этот дефицит за счет инокапвложений.

Так, несмотря на серьезные политические противоречия с США, в своем телеобращении в марте 1998 г. М.Каддафи призвал нефтяные компании США инвестировать нефтяную и газовую отрасли страны. (Нефтяные компании США прекратили свою работу в Ливии в 1986 г. в результате запрета США вносить инвестиции в энергетический сектор страны. К тому времени в Ливии работало пять нефтяных компаний США, обеспечивавших производство 25% добычи нефти. Триполи, осознавая их значение в экономике страны и не желая сжигать все мосты, вместо того чтобы национализировать капиталы этих компаний, лишь заморозил их.)

Большие надежды М.Каддафи возлагает и на Италию – традиционно важнейшего торгового партнера страны. Италия постоянно инвестирует в нефтяную и газовую отрасли ливийской экономики. Особенно возросли инвестиции в 1997 г. в связи с началом работ по осуществлению строительства газопровода в рамках проекта «Аджип». ЦБ Ливии, в свою очередь, объявил о намерении Ливии вложить 500 млн.долл. в различные итальянские компании.

В 1997 г. между Ливией и Тунисом подписан контракт о поставке в Тунис 1 млн.т. ливийской сырой нефти и 580 тыс.т. очищенных нефтепродуктов. Стоимость данного проекта – 513 млн.долл.

Стремится к укреплению торговых связей с Ливией и Египет. В четвертом квартале 1997 г. между двумя странами был подписан ряд совместных соглашений в экономической и торговой областях.

В 1998 г., как ожидает Ливия, Мальта предоставит ей возможности для более активного пользования мальтийскими портовыми мощностями для ремонта ливийских судов.

На территории Ливии действуют британские, австрийские, шведские, немецкие и ряд других западноевропейских компаний как в нефтегазовой, так и в других сферах экономики.

Ливия в 1998 г. впервые за несколько последних лет имела отрицательный показатель ВНП – минус 0,5%. Уровень инфляции в 1998 г. составил 24%. Усилению инфляции способствует нежелание правительства страны принимать во внимание факт девальвации динара.

Об отношениях с Германией. Отмечается рост экономической заинтересованности СНЛАД и ФРГ друг в друге. Несколько лет подряд Германия занимае второе место (после Италии) среди стран-импортеров ливийской нефти. В 1997 г. Джамахирия поставила ФРГ 93,5 млн.барр. сырой нефти, на 517,1 млн.дин. (15% всего экспорта). Что касается немецкого импорта в Ливию, то он формируется в основном за счет зерновых, медикаментов, химикатов, стройматериалов, труб, отдельных деталей, оборудования нефтяной промышленности, двигателей, турбин и пр. Доля немецких товаров составлявляет 12,8% от всего импорта Джамахирии и имеет тенденцию к увеличению. С 1997 г. СНЛАД стала вторым по значению торговым партнером ФРГ в Африке. Немцы все активнее начинают проявлять интерес к нефтегазовой отрасли СНЛАД. Так в июне 1997 г. компания МАН выиграла тендер на сооружение участка газопровода Зуэйтина-Бенгази протяженностью в 120 км. Стоимость контракта составляет 60 млн.долл., в качестве подрядчика выступает ливийская «Сирт Ойл Компани». В мае 1998 г. подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривающее создание совместных экономических объединений, развитие отношений в торгово-экономической и промобластях, а также в сферах туризма и услуг.

Значительным событием для отношений двух стран стали переговоры в Бонне в середине июня 1998 г. ливийской делегации, возглавляемой минфинансов СНЛАД М.Бейт аль-Малем, с минэкономики, заммининдел и председателем ЦБ ФРГ в продолжение уже имевших место аналогичных контактов в 1997 г. в Триполи. В рамках визита делегации СНЛАД прошло два раунда переговоров по долгу Ливии ФРГ в 200 млн.марок.

Ливийско-французские отношения. Одним из приоритетных направлений внешней политики СНЛАД является всестороннее развитие отношений с европейскими государствами Средиземноморья, в том числе Францией. На протяжении нескольких последних лет эта страна стабильно занимает четвертое место среди торговых партнеров Джамахирии.

Главной статьей ливийского экспорта во Францию является нефть (60 тыс.б/д.). В условиях действовавшего до недавнего времени режима антиливийских санкций ООН, введенных в 1992-93 гг., французские компании сумели укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе СНЛАД. Компания Total в составе европейского консорциума, куда входят также испанская Repsol и австрийская OMV, успешно осуществляет (в рамках EPSA-3 – «Соглашения о разведке и долевом участии в разработке») развитие крупного Мурзукского нефтяного месторождения. К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 200 тыс.б/д. Помимо этого, Total является оператором нефтяного поля в Мабруке (15 тыс.б/д.). ELF Aquitaine, в 1996 г. возобновившая работы в Ливии, приступила к освоению нового месторождения на границе с Тунисом, запасы нефти которого оцениваются в 100-150 млн.барр. ELF уже осуществила бурение первой скважины, и в 2001 г. намерена начать здесь промышленную добычу. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, французы рассматривают возможности для диверсификации сфер своих капвложений в Джамахирии, где перспективными им представляются коммунальная инфраструктура и нефтепереработка. Компания Suez-Lyonnaise des eaux подписала технический протокол с Генеральной водной компанией Ливии по сооружению опреснительной станции в Триполи. Соглашение стало результатом поездки в Париж в конце лета 1998 г. минпланирования СНЛАД Д.Тальхи. Он также встречался с представителями французских корпораций, работающих в секторе водных ресурсов, и обсуждал с ними ряд инвестиционных проектов, подчеркнув, что в последующие несколько лет его страна намерена вложить 2,5 млрд.долл. в развитие отечественной инфраструктуры.

В 1998 г. общий товарооборот между двумя странами неожиданно ощутимо снизился. Французский импорт из Ливии составил 1,8 млрд.франков (в 1997 г. – 2,8 млрд.), а экспорт – 1,8 млрд.франков (годом ранее – 2,08 млрд). В нояб. 1998 г. Ливия объявила о прекращении практики импорта продовольственных и промышленных товаров из Франции. Демарш ливийцев был вызван их крайним неудовольствием по поводу неучастия во французско-африканском саммите, который проходил в Париже и куда Джамахирию «забыли» пригласить. Следует отметить, что подобные ливийские демонстрации носят в основном пропагандистский характер, подтверждением чему служит «реабилитация» французской продукции в 1999 г.

По-настоящему серьезной острой проблемой, омрачавшей до недавнего времени двусторонние отношения, было «дело ЮТА» – катастрофа в 1989 г. самолета французской авиакомпании, в результате которой погибло 170 человек. Причастность ливийских граждан к этому теракту в свое время спровоцировала создание «западной тройки» (США, Великобритания, Франция), выступавшей в отношении Джамахирии с единых позиций и блокировавшей ее участие в политической жизни средиземноморского региона. Однако если англосаксы с самого начала настаивали на выдаче им двоих подозреваемых по «делу Локерби», то Франция избрала другую тактику и предпочла провести заочный судебный процесс, который состоялся в марте 1999 г. в Париже. В итоге 6 ливийцев (среди них А.Сенусси, зять М.Каддафи) были признаны виновными в совершении убийства посредством осуществления теракта и приговорены (заочно) к пожизненному тюремному заключению, при этом ордера на их арест переданы в Интерпол. Тем не менее, Париж по-прежнему не настаивает на выдаче осужденных, осознавая, что педалирование этой темы повлечет за собой лишь резкую отповедь со стороны М.Каддафи. Ливийский лидер, в свою очередь, неоднократно делал заявления о готовности выплатить компенсацию родственникам жертв катастрофы. Еще в 1996 г. французский судья Ж.-Л.Брюгьер посетил Триполи и произвел допрос ряда ливийских официальных лиц в связи с «делом ЮТА». Кроме того, ему была предоставлена возможность ознакомиться с документами из архивов спецслужб Ливии. Позднее, в 1998 г., судья отметил содействие, которое оказывалось ему со стороны ливийских властей. Учитывая эти обстоятельства, французское руководство считает, что СНЛАД в достаточной степени выполнила требования о конструктивном сотрудничестве по «делу ЮТА», содержащиеся в резолюциях СБ ООН.

Успешное начало разблокирования «локербийского кризиса», приостановка воздушного эмбарго и других антиливийских санкционных мер способны оказать положительное воздействие на темпы развития ливийско-французских отношений. В Париже пристально следят за резко возросшей внешнеполитической активностью М.Каддафи, стремящегося сделать Триполи «третьим Римом» миротворческого процесса на Африканском континенте, где у Франции имеются свои многолетние, многоплановые интересы. В начале июня 1999 г. Ливию посетил личный эмиссар президента Франции Ж.Ширака, советник по африканским вопросам М.Дюпуш. Он встретился с М.Каддафи, обсудив с ним ливийские мирные инициативы по урегулированию конфликтов в Африке. Ему было передано послание от Ж.Ширака, в котором высказывалась поддержка упомянутых инициатив и готовность к сотрудничеству для их осуществления. Директор Парижского института арабского мира М.Кабана в ходе своего пребывания в Триполи обсудил с руководством МИД (О.Мунтасером и А.А.Трейки) широкий спектр контактов в области культуры. Было подписано рамочное соглашение, предусматривающее организацию в 2001 г. в Париже, а затем и других европейских столицах выставки культурных, исторических и научных достопримечательностей Джамахирии. Цель мероприятия – показать миру Ливию во всем многообразии.

Ливийско-испанские отношения. Испания на протяжении нескольких последних лет стабильно занимает наряду с Великобританией, третье место (после Италии и ФРГ) среди торговых партнеров Ливии, закупая ежегодно около 10% экспортируемой ливийской нефти, нефтепродуктов и природного газа (в 1997 г. – на 853 млн.долл.). В 1998 г. Испания предприняла активные шаги к углублению этой позитивной тенденции. В марте премьер-министр Испании направил М.Каддафи послание, в котором подтверждалось стремление развивать политический диалог, а также взаимовыгодные экономические связи с Ливией. Месяцем ранее состоялся визит в Триполи заммининдел Испании по международному сотрудничеству (первый с 1991 г. визит высокопоставленного испанского чиновника в Ливию). В ходе переговоров была выражена заинтересованность Испании в увеличении ее экспорта (в основном, продовольствие) в Джамахирию, в 1997 г. составлявшего 153,6 млн.долл. Обсуждалась также проблема ливийской задолженности в 110 млн.долл., существующей с 1980 г. (испанские кредиторы – это главным образом различные строительные фирмы и корпорации).

Ливийцы намерены предложить новые, более выгодные условия в рамках EPSA-3(«соглашения о разработке и долевом участии в производстве») для испанской нефтяной компании Repsol, которая активно работает в Ливии, являясь оператором месторождения нефти на юге страны производительностью 75 тыс.б/д. Вместе с австрийской OMV и французской Total, Repsol владеет 25% акций концессии (остальная часть принадлежит ливийской государственной Национальной нефтяной корпорации). Repsol также подписано соглашение об исследовании и разработке еще двух месторождений в Мурзуке площадью в 23 тыс.кв.км., где ей будет принадлежать 32% акций. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, испанцы рассматривают возможности для диверсификации сфер капвложений в Ливию, где перспективными им представляются нефтепереработка и дорожно-транспортная инфраструктура. С целью стимулировать дальнейшее развитие взаимовыгодного партнерства минэнергетики СНЛАД в июле 1998 г. выезжал в Мадрид, где по результатам его переговоров с министром промышленности и минеральных ресурсов Испании был подписан двусторонний договор о поддержке и укреплении сотрудничества в нефтегазовом секторе, в сфере нефтепереработки, энергетики и минеральных ресурсов.

Отношения со странами АТР. Ливийское руководство стремится развивать отношения практически со всеми странами этого региона. Идеологическая основа этих отношений была заложена М.Каддафи, неоднократно в своих публичных заявлениях и посланиях подчеркивавшего возрастающую роль в мире Китая (особенно в контексте идеи о многополярном мире), Японии, других бурно развивающихся государств региона.

Китаю отведена роль лоббиста политических интересов Триполи в СБООН, связанных с санкционной проблематикой; Ю. Корее и в определенной степени Японии – важных торгово-экономических партнеров в регионе. Другие государства АТР привлекают Ливию как поставщики дешевой рабочей силы (КНДР, Филиппины, Таиланд), и в какой-то степени в контексте общности религиозных интересов (Малайзия и Индонезия). Вьетнам, Лаос и Камбоджа выглядят здесь явными аутсайдерами по всем показателям.

В 1998 г. в Ливии побывали только две китайские делегации: парламентская (в окт.) и от Общества китайско-ливийской дружбы (в нояб.). Запланированная на конец года очередная сессия МПК на уровне министров экономики так и не состоялась. Годовой товарооборот между двумя странами снизился в 1998 г. на 30%, составив 70 млн.долл. (в основном из-за падения цен на нефть). Традиционные статьи китайского экспорта (продукты питания, одежда и дешевая электроника) сохраняются без существенных изменений. На проекте ВИР работают несколько тысяч китайских специалистов.

В последние годы наиболее заметной сферой ливийско-южнокорейского сотрудничества является сооружение амбициозного проекта ВИР, где главным подрядчиком выступал консорциум «Донг А». Он осуществил реализацию 1-й и 2-й очередей этой «стройки века». Сумма контрактов составила 3,5 и 4,6 млрд.долл., соответственно. Предполагалось, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР будет также предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Ливийцы, из-за нехватки валютных средств, были вынуждены изменить планы реализации 3-ей и 4-й очередей стройки с целью минимизации расходов. Аналогичная ситуация стала складываться и с участием иностранной рабочей силы в реализации этого проекта (всего около 14 тыс.чел.; из них порядка 1,5 тыс.чел. – южные корейцы). Местные власти приняли решение в целях экономии привлечь к работе на ВИР ливийских граждан, причем их количество не должно быть менее 50% от общего числа занятых на стройтельстве.

Уменьшение притока нефтедолларов в ливийскую казну привело к снижению объема традиционного южно-корейского экспорта в Джамахирию (текстиль, радиоэлектроника), что частично было компенсировано поставкой сюда 15 тыс. легковых автомобилей «Нубира» по единовременному контракту с фирмой «Дэу». Благодаря именно этой сделке товарооборот между PK и СНЛАД в 1998 г. составил почти 200 млн.долл. (в 1997 г. товарооборот между двумя странами оценивался в 175 млн.долл., причем автомобили тогда не поставлялись).

Ю. Корея, несмотря на имеющиеся трудности, нацелена в перспективе на продолжение и развитие экономсотрудничества со СНЛАД. В Ливии действуют 15 компаний этой страны, открыты представительства трех крупнейших из них: «Хюндай», «Дэу» и «Донг А». Качественно новым моментом является подписанное в середине 1998 г. соглашение о сооружении в Джамахирии линии по сборке легковых машин «Дэу». Предполагаемая мощность беспрецендентного для Ливии производства – 20 тыс. автомобилей в год.

В 1997 г. Японии удалось занять третье место среди стран, экспортирующих свою продукцию в Ливию, уступив только Италии и ФРГ и обойдя даже РК. Такой «прорыв» стал возможен благодаря поставкам в СНЛАД по единовременным контрактам легковых автомобилей «Мицубиси» и «Ниссан» в количестве более 27 тыс.шт., что обеспечило порядка 50% всего годового товарооборота между двумя странами (в 1997 г. 500 млн.долл.). Другими основными статьями японского экспорта в Джамахирию явились стальные трубы и радиоэлектроника. В том же 1997 г. Япония продала Ливии нефтяной танкер.

В начале 1998 г. ситуация в двусторонних отношениях несколько изменилась, когда Япония поддержала американские воздушные рейды против Ирака (фев.). Правительство Ливии ответило введением бойкота на импорт японских товаров – все госкомпании СНЛАД отменили свои заказы на японскую продукцию.

Для отношений Ливии с КНДР характерен постоянный политический диалог. Сев. Корея последовательно выступает в поддержку позиции СНЛАД по «делу Локерби» и призывала к снятию антиливийских санкций. В авг. 1998 г. здесь с визитом был заммининдел этой страны, подписавший с ливийской стороной межправительственное соглашение о сотрудничестве. В нояб. Ливию посетил министр внешней торговли КНДР, который принял участие в 13-й сессии совместной МПК в качестве сопредседателя. Подписан протокол переговоров о сотрудничестве в сферах экономики, торговли, науки, техники и культуры. В ходе работы МПК обсуждалась (безуспешно) также проблема задолженности Джамахирии за построенные северокорейскими строителями рыболовецкие порты в г.г. Сирт и Аль-Бейда.

Малайзия поддерживает Ливию по «делу Локерби» в контексте резолюций ЛАГ, ОИК, ДН, ОАЕ, последовательно выступает против закона д’Амато, ограничивающего деятельность в Ливии иностранных нефтяных компаний. В конце мая 1998 г. заммининдел СНЛАД С.М.Муджбир в рамках своего азиатского турне посетил Куала-Лумпур. Он передал малайзийскому премьер-министру, другим политическим и религиозным деятелям приглашения принять участие в исламском фестивале в г.Аль-Бейда, приуроченном к празднованиям по случаю дня рождения пророка Мухаммеда (всего на праздник приехали 34 религиозных и политических деятеля этой страны).

В 1997 г. товарооборот между двумя странами достиг 10 млн.долл. и имеет тенденцию к росту. Джамахирия продает Малайзии углеводороды, которые являются практически единственной статьей ливийского экспорта в эту страну. Малайзийская нефтяная компания «Петронас» совместно с саудовской «Нимр Петролеум Компани» подписала в начале 1997 г. соглашение типа «продакшн-шеринг» с ливийской ННК и тунисской «Энтерприз д’активите петрольер» на бурение трех нефтяных скважин на совместном ливийско-тунисском месторождении «7 нояб.». Стоимость контракта – 30 млн.долл. «Петронас» также проявляет интерес к покупке у СНЛАД сырой нефти с последующей ее переправкой танкерами на НПЗ в Малайзии.

Ливийцы закупили в 1998 г. опытную партию малайзийских легковых автомобилей марки «Протон» (20 шт.), собираемых по лицензии фирмы «Мцубиси», которые значительно дешевле японских аналогов.

В настоящий момент ливийско-филиппинские отношения не отличаются высокой динамикой, как это было в 70-80 гг. Причина – неурегулированность проблемы задолженности ливийской стороны, не оплатившей Филиппинам выполненные контракты на сооружение здесь мостов, дорожных развязок и пр. (порядка 200 млн.долл.). В течение последних нескольких лет М.Каддафи выступал в качестве посредника между президентом Филиппин и оппозиционным Национальным движением освобождения Моро. Торговля между двумя странами практически отсутствует. В СНЛАД работают 15 тыс. филиппинских граждан, из них на проекте ВИР занято 1200 чел. Остальные – в основном медсестры, которые в скором времени собираются покинуть Джамахирию из-за низкого уровня зарплаты и плохих жилищных условий.

Отношения СНЛАД с Вьетнамом заметного развития не получили. Годовой товарооборот между двумя странами составляет 10 млн.долл. Вьетнамский экспорт в Ливию формируется в основном за счет поставок кофе, чая, риса и консервированного тунца. В Джамахирии на строительстве объектов системы ВИР работают порядка 2000 вьетнамских рабочих. В фев. 1998 г. состоялась 8-я сессия совместной МПК по сотрудничеству.

 

дополнительная информация


Иностранные инвестиции в Ливию
Предусматривается привлечение инвестиций в следующие сферы: машиностроение, туризм, сельское хозяйство, здравоохранение, службы быта, а также любые другие сферы, которые определяет ВНК.
подробнее »

Система социального страхования Ливии
Главная национальная корпорация по соцстраху оказывает материальную поддержку работникам как гос., так и частных предприятий и организаций, оформившим соответствующие документы и регулярно уплачивавшим взносы.
подробнее »

Экономическое положение Ливии
Анализ экономического положения Ливии позволяет сделать вывод о стабильности ее валютно-финансового положения. Ливия является платежеспособной страной.
подробнее »


Новости


Австралия для храбрых туристов
Никакие рассказы о двухметровых насекомых, пернатых-убийцах или дьявольских утках не страшат мечтающих посетить Австралию, ведь её природное разнообразие ежегодно манит не малое количество путешественников.
подробнее »

Современные спортивные сооружения
Современные спортивные сооружения обладают качественным, но дорогостоящим напольным покрытием. Тем не менее существует огромное количество спортивных сооружений находящихся на балансе городских властей, которые не могут себе позволить по экономическим причинам приобрести такое качественное напольное покрытие.
подробнее »

Получив заветные корочки не всегда можно устроиться на желаемую работу
Образование, особенно качественное и полноценное всегда имеет значение для достижения результатов в карьерной деятельности.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru