сделать стартовой | добавить в избраное 19 января 2018г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта
 

Макроэкономика Ливии




Основа ливийской экономики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998 г. добыча нефти составила 73 млн.т. (в 1997 г. – 83,2 млн.т.), а производство нефтепродуктов – 20 млн.т. По разведанным запасам этого сырья (до 4 млрд.т.), а также по уровню дохода на душу населения (около 6 тыс.долл. в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке. Имеются крупные запасы железной руды (3,5 млрд.т.), газа (в 1998 г. добыто 12,1 млрд.куб.м.), фосфатов, гипса.

ВВП в 1998 г. составил 23 млрд.долл. (в 1997 г. – 23,9 млрд.долл.) и формировался за счет нефтегазового сектора (30%), сферы услуг (31%), торговли и финансов (11%), промышленности (10%), строительства (13%), сельского хозяйства (5%).

Среди крупнейших объектов обрабатывающей промышленности – меткомплекс в г. Мисурата (в настоящее время производство доведено до 800 тыс.т. металла в год), несколько НПЗ, предприятия по производству цемента, труб, электрокабелей, тракторо- и автосборочные заводы. Легпром представлен сетью небольших предприятий по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож и т.п. Пищевая отрасль развита относительно слабо.

Социально-экономическое развитие страны до середины 80-х гг. осуществлялось на плановой основе (по пятилеткам). Доля госсектора в промышленности достигает 90%, в сельском хозяйстве – 25%. Собственной квалифицированной рабочей силы не хватает, около половины занятых в народном хозяйстве (более 1 млн.чел.) – иностранцы, прежде всего египтяне, а также выходцы из соседних африканских государств. В то же время имеет место высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (до 30%). Инфляция в 1998 г. составила 24% (в предыдущие годы была на уровне 35-40%).

В связи с общей неблагоприятной динамикой цен на мировом нефтяном рынке в последние годы и, как следствие, – значительным снижением доходов от экспорта нефти (с 22 млрд.долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1992 г. и 6,5 млрд. в 1998 г., когда в результате обвального падения цен на нефть экспортная выручка СНЛАД по сравнению с 1997 г. сократилась на 30%) валютно-финансовое положение Ливии осложнилось. Вместе с тем страна сохраняет достаточно высокую платежеспособность (золотовалютные резервы достигают 7 млрд.долл.). Внешняя задолженность оценивается на уровне 7 млрд.долл.

Доминирующую роль во внешнеэкономических связях СНЛАД играют Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, Ю.Корея – 75% общего их объема. Товарооборот Ливии с зарубежными государствами в 1998 г. составил 12,7 млрд.долл. (в 1997 г. – 16 млрд. долл.).

Транспорт и связь. В Ливии нет железных дорог. Крупнейшая автомагистраль современного типа протяженностью 1882 км. проходит вдоль побережья Средиземного моря от границы с Тунисом до границы с АРЕ. Построены автомагистрали, связывающие Триполи с г.г. Себха и Гат (1350 км.) и г. Адждабия с оазисом Куфра (626 км.). Общая протяженность шоссейных дорог превышает 15 тыс.км. В 1975 г. была создана авиакомпания «Либиан Эраб Эйрлайнс», осуществлявшая до 15 апр. 1992 г. полеты из Триполи и Бенгази в Дамаск, Бейрут, Рабат, Алжир, Тунис, Париж, Рим, Афины, Москву и Софию. Согласно резолюции СБ ООН №748 от 31 марта 1992 г. в отношении СНЛАД действовало воздушное эмбарго (приостановлено с 5 апр. 1999 г.). Крупнейшие гражданские аэропорты: Триполи, Бенина (Бенгази), Себха, Гадамес. Морские порты: Триполи, Бенгази, Тобрук, Мисурата, Дерна, Марса-Брега. Ежегодная пропускная способность ливийских портов 80 млн.т.

В конце 80-х гг. М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в экономической и политической сферах. Стали поощряться кооперативные формы собственности, частная торговля, были освобождены многие политзаключенные, разрешен свободный въезд и выезд из страны. В июне 1988 г. по инициативе руководителя СНЛАД чрезвычайная сессия ВНК провозгласила т.н. «Зеленую декларацию прав человека в эпоху народных масс», частично заменяющую конституцию, которая отсутствует в соответствии с положениями ТМТ.

В настоящее время в стране проводится кампания разгосударствления, акционирования и даже приватизации некоторых, в т.ч. крупных, производственных предприятий (вплоть меткомбината в Мисурате). В качестве насущно важных целей провозглашены освоение природных ресурсов, альтернативных нефти и газу, достижение самообеспечения СНЛАД продовольствием, ускоренное развитие внутренних районов страны и т.п.

Нефтегазовый комплекс, включающий в себя нефтегазодобывающую, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, является базисом ливийской экономики. На его долю приходится более 90% доходной части бюджета и 95% валютных поступлений. Доходы Ливии от экспорта нефти составили в 1996 г. 8,2 млрд.долл., а в 1997 г. – 9 млрд.долл. За последние годы произошли структурные изменения в экономике страны. В результате доля нефтегазового комплекса в ВВП снизилась с 80-85% до 30% в 1997-98 гг. 11% ВВП образуется за счет торговли и финансов, 10% дает промышленность, 13% – строительство, 31% – сфера услуг, 5% – сельское хозяйство. ВВП Ливии в 1998 г. составил 23 млрд.долл.

В течение 1998 г. на мировом нефтяном рынке наблюдалось значительное снижение цен. К дек. 1998 г. они опустились до 8,4 долл. за баррель, что стало самым низким показателем за последние несколько лет. Если в 1997 г. средняя цена нефти достигала 19 долл. за баррель, то в 1998 г. усредненный показатель упал до 13,8 долл. Ряд мероприятии ОПЕК по стабилизации нефтяного рынка (в частности, сокращение странами-членами этой организации производства нефти с целью выравнивания спроса и предложения) не принес желаемых результатов.

Для Ливии, где доминирующей отраслью экономики продолжает оставаться нефтяная промышленность, это обернулось ощутимыми валютными потерями в бюджете, в котором поступления от нефтяного экспорта традиционно являются главной составляющей. Так, в 1998 г. объем добычи нефти в СНЛАД равнялся 70 млн.т., а от ее продажи было получено 6,5 млрд.долл., тогда как в 1997 г. – 9,5 млрд. На ливийской экономике подобная ситуация сказалась самым отрицательным образом. В первую очередь, начал уменьшаться импорт в страну, а вместе с ним и товарооборот (по сравнению с 1997 г. – на 10% и 20% соответственно).

В 1998 г. ливийскому руководству вновь не удалось обеспечить бездефицитноеть бюджета, реальные расходы по которому превысили запланированную смету на 5-10%. Дефицит ВВП составил 3 млрд.долл., сократившись по сравнению с 1997 г. на 0,5%.

Сложившееся положение не может не тревожить ливийские правящие круги, которые справедливо рассматривают рост инфляции, дефицит бюджета как один из факторов ухудшения социально-экономической обстановки в стране. Уже в 1998 г. руководство СНЛАД начало предпринимать меры, которые по его мнению, могли бы стабилизировать ситуацию в сфере экономики. Так, в ноябре 1998 г. была проведена девальвация официального обменного курса ливийского динара к доллару – с 0,38 лив.дин. за 1 долл. до 0,45 лив.дин. за 1 долл. Между тем многие импортные товары по-прежнему приобретаются ливийскими торговцами за рубежом по курсу 2,8-3 лив.дин. за 1 долл. (данный официальный курс действует и в настоящее время). Таким образом, девальвация практически не уменьшила разрыв между официальным и черным курсом динара, и инфляция продолжает набирать обороты (в 1998 г. она составила 24%).

В сфере бюджетной политики ливийским правительством официально провозглашена линия на «предельную экономию». На сессии ВНК, проходившей 8-15 дек. 1998 г., был представлен бюджет на 1999 г. в сумме 5,3 млрд.дин. (13,2 млрд.долл. по официальному курсу). Вновь в качестве одной из главных его доходных статей заявлена планируемая выручка от экспорта нефти – 3,27 млрд.дин. (7,26 млрд.долл.). Выступая на сессии минфинансов Ливии М.Бейт Аль-йаль заявил, что госрасходы будут сведены к «строгому минимуму» в 4,9 млрд. лив.дин. (10,9 млрд.долл.). Объявлено о резком сокращении расходов на представительства СНЛАД за рубежом и организацию различных торжеств. Не будет новых инвестиционных затрат; проекты, еще не начавшие осуществляться и не зафиксированные в бюджете, замораживаются на неопределенное время. По оценкам, в целом инвестирование сократится на 25-30% (это, однако, не коснется нефтяного сектора и ряда проектов в области энергетики). В целях экономии валюты иностранным фирмам запрещено заключать контракты на строительство общественных зданий, школ, дорог и малых электростанций. Центральное казначейство в будущем сможет распоряжаться налоговыми сборами шаабий (шаабийя – новая административно-территориальная единица в Джамахирии), которым запрещено расходовать получаемые ими в качестве дохода средства. В свою очередь, ЦБ отказался от практики обмена по льготному курсу 500 долл. ливийским семьям, выезжающим за рубеж, мотивируя это истощением валютных резервов страны (в период с июня 1997 г. по сент. 1998 г. на эти цели израсходованы 356 млн.долл.). Минфин предупредил, что возможно возникновение трудностей с оплатой труда рабочих-бюджетников (их насчитывается около 700 тыс.). Планируется заморозить найм на работу и побуждать госслужащих к более раннему уходу в отставку. Неясно, однако, смогут ли они найти себе применение в других секторах ливийской экономики.

Между тем в условиях сокращения притока нефтедолларов одним из выходов из сложившейся ситуации могла бы стать именно диверсификация экономики, стимулирование развития промышленности и сельского хозяйства. К этому на протяжении 1998 г. неоднократно призывал ВНК, отдавший распоряжение минпланирования провести работу с целью определения приоритетных индустриальных проектов, которые способны были бы создать альтернативный нефти источник прибыли. Ливийская экономика, за исключением поддерживаемого отечественными и иностранными инвестициями нефтегазового сектора, стагнирует с середины 1980-x гг., и на сегодня ее доля в ВНП составляет лишь 42%, причем этот показатель имеет тенденцию к снижению. Развитие же торговли и частного бизнеса тормозится как санкциями, введенными против Ливии СБ ООН в 1992-93 гг., так и в определенной степени негативным отношением к этим явлениям официальных властей, видящих в коммерсантах «людей, стремящихся к неограниченной наживе и баснословным доходам». По этой причине они периодически подвергаются жесткому контролю.

Попытки ливийского руководства провести косметический ремонт экономики вряд ли могут увенчаться успехом в условиях джамахирийской системы. Поправить положение способно ощутимое повышение цен на мировом нефтяном рынке, чего последовательно добивается СНЛАД. Еще в январе 1996 года она через министерство энергетики призывала страны-члены ОПЕК существенно понизить свои нефтяные квоты, выразив готовность сделать это первой. В конце марта 1999 г. ОПЕК, наконец, удалось не только договориться о сокращении добычи нефти (на 1,3 млн. б/д), но и согласовать свои действия с крупнейшими государствами-экспортерами, не входящими в эту организацию (Россия, Мексика). К началу апреля впервые в 1999 г. цена за 1 баррель нефти поднялась до 14,3 долл. Стабилизация мирового нефтяного рынка может отчасти смягчить кризис ливийской экономики, нуждающейся, тем не менее, в рыночном реформировании и постепенной либерализации.

 

дополнительная информация


Макроэкономика Ливии
Основа ливийской экономики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность.
подробнее »

Нефть в Ливии
Нефть в Ливии продолжает оставаться главным источником поступления валютных средств.
подробнее »

Иностранные инвестиции в Ливию
Предусматривается привлечение инвестиций в следующие сферы: машиностроение, туризм, сельское хозяйство, здравоохранение, службы быта, а также любые другие сферы, которые определяет ВНК.
подробнее »


Новости


Город Киев: горящие путёвки и аренда квартир
Собираясь в другой город, становится актуальным вопрос размещения. Что же выбрать: взять номер в гостинице или взять жилье в аренду посуточно?
подробнее »

Железнодорожный билет в интернете
На сегодняшний день заказать или приобрести по доступной цене железнодорожный билет возможно в интернете. Для этого созданы максимально подходящие условия, так как через электронный сервис вы можете оплатить свою покупку и получить распечатанный вариант билета.
подробнее »

Отправляемся за кладом в Италию
Слушая в детстве сказки о пиратах, смотря захватывающие серии «Мумии» и приключения знаменитого Индиана Джонса, мы сами задаемся вопросом – а есть ли тот самый таинственный клад, который ищут многие столетия археологи и другие.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru