сделать стартовой | добавить в избраное 23 октября 2017г.
страны мира по континентам: европа, америка, африка, азия, австралия 
главная страницановостиполезная информациядостопримечательностисервисытуристический форумкарта сайта
 

Макроэкономика Замбии




Страна богата запасами меди (4 место в мире), цинка, свинца, кобальта. ВВП в 1998 г. уменьшился на 2% - 2,9 млрд.долл. (1997 г. - 3 млрд.долл), доход на душу населения - 300 долл., уровень инфляции в 1998 г. - 30,5% (1997 г. - 18,6%). Золото-валютные резервы - 185 млн.долл. (1997г. - 208,8 млн.долл.).

Ведущее место в промышленном производстве занимает добыча меди и кобальта. Сельское хозяйство малоэффективно. Страна не обеспечивает свои потребности в продуктах питания и ежегодно импортирует значительное количество продовольствия. В 1998 г. Замбия импортировала из ЮАР и Зимбабве 320 тыс.т. зерна.

Итоги социально-экономического развития в 1998 г. Замбия продолжала реформирование экономики и реализацию одобренной МВФ программы экономического развития. 70% населения имеют доход ниже прожиточного минимума, 51% не имеют доступа к чистой воде. Монетарная политика концентрировалась на сокращении инфляции и поддержке стабильности валютно-финансовой системы, а фискальная - на поддержке запланированного на 1998 г. положительного сальдо бюджета по внутренним бюджетным операциям в 1,25% от ВВП и общего фискального дефицита в 2,8% от ВВП. ВВП сократился на 2% (3,35% роста в 1997 г.), что снизило доход на душу населения не менее, чем на 5%.

Местные производители и экспортеры продолжали держать твердую валюту вне страны, оставляя только малую ее часть для текущих расчетов. Инфляция к концу 1998 г. увеличилась до 30,6% по сравнению с 18,6% в 1997 г., а золотовалютные запасы страны сократились до 185 млн.долл. Несмотря на увеличение к концу 1998 г. почти на 34% процентной ставки (18,8% в 1997 г.) и некоторое замедление темпов обесценивания квачи, ее курс составил 2300 квач за 1 долл. (1421 в 1997 г.).

Общая занятость населения увеличилась на 8% (в основном за счет неформального сектора, доля которого составила около 88%), а количество занятых в формальном секторе сократилось на 2,1%. В частном секторе было занято около 260 тыс.человек. Безработица в целом достигла 15%.

Некоторый прогресс был достигнут в реформировании гражданской службы. 15,5 тыс. временных служащих были сокращены, что снизило ее долю в общем количестве занятых до 12% (22% в 1997 г.). 2 тыс. служащих уволили, а ряду организаций, общей численностью 3,7 тыс.чел., было предложено заняться коммерческой деятельностью. Строго контролировался введенный запрет на наем госслужащих, за исключением здравоохранения, образования, полиции и судебно-правового сектора. Правительство ввело в действие план структурной перестройки 12 министерств.

Реализация бюджета 1998 г. осуществлялась с большими трудностями. Основные проектные показатели по расходной и доходной частям достигнуты не были. Общая расходная часть бюджета составила 1600 млрд.квач. Положительное сальдо по внутренним бюджетным операциям - 0,6% (вместо запланированных 1,25%), а общий фискальный дефицит - 4,1% (вместо 2,8%) от ВВП. Правительству удалось выдержать плановую долю расходов на социальные нужды на уровне 36% от дискреционного бюджета, включая такие ключевые позиции, как здравоохранение, образование, водный сектор, санитария.

По всем позициям доходной части (1440 млрд.квач), за исключением налогов на личные доходы и НДС, имело место недополучение средств. Неудовлетворительным было и положение с неналоговыми поступлениями, сбор которых снизился по сравнению с 1997 г. на 40%.

Значительные трудности проявились в реальном секторе экономики и в добывающей отрасли, доля которой в ВВП сократилась до 10% (11,8% в 1997 г.). Производство меди снизилось на 7,5% (планировалось увеличение на 7,5%) и составило 298 тыс.т., причем 15% от этого объема приходилось на частные компании. Производство кобальта увеличилось на 23% и достигло 4980 т., однако это не смогло компенсировать недополучения валюты от реализации меди. Общая выручка от продажи металлов достигла самого низкого за последние годы уровня и составила 585 млн.долл. (895 млн.долл. в 1997 г.).

К основными причинами, приведшим к такому положению в добывающем секторе, можно отнести прежде всего сократившуюся его финансовую базу, не позволившую быстро осуществить запланированный ремонт и замену оборудования, а также затянувшуюся приватизацию шахт Нкана и Нчанга, дававших около 65% всего производства меди в ведущем горнорудном конгломерате страны <Замбия Консолидейтед Коппер Майнз> (ЗККМ).

1998 г. был благоприятным для обрабатывающей промышленности. Хотя ее доля в ВВП и осталась на прежнем уровне - 12%, темпы роста по отношению к прошлому году составили 3,1%. Основным тормозом к более быстрому развитию этой отрасли были высокие налоги, ухудшение распределительных систем, слабая юридическая защита и контрабанда. Налоговое бремя отрицательно сказалось на пополнении бюджета, толкало предприятия на приобретение контрабандного товара, ввоз которого, составил около 50% от всей поступающей в страну продукции. В стройиндустрии зарегистрирован спад на 4% по сравнению с 33,8% роста в 1997 г.

Сельскохозяйственный сектор закончил год с неудовлетворительными показателями. Отрасль продолжала страдать от последствий продолжающейся либерализации. Частный сектор так и не смог заполнить пробел, который остался после ухода из нее госструктур. Продолжались сложности с поставками удобрений и ГСМ, с выделением фермерам кредитов и реализацией готовой продукции. Вспышки заболеваний домашних животных привели к потерям поголовья скота. Общий объем производства сократился на 6,1%, а доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась до 15,1% (15,7% в 1997 г.). Сбор кукурузы снизился на 32%, риса на 48%, сои на 57, сорго на 16%, подсолнечника на 12%. Увеличилось производство табака (в 2,5 раза), хлопка (47,4%), орехов (24,2%), проса (4,5%), фруктов.

Приватизация туристических зон и отелей привела к увеличению доходов с 63 млн.долл. в 1997 г. до 90 млн.долл. в 1998 г. Общий рост числа туристов составил около 15%. Основной их поток прибывал в страну из Великобритании, Италии, Германии, ЮАР.

Со значительным дефицитом был сведен платежный баланс страны в связи с отказом доноров выделить на его поддержку 235 млн.долл. Дефицит торгового баланса, составивший 149 млн. долл. (27 млн.долл. в 1997 г.), привел к дальнейшему увеличению отрицательного сальдо по счету текущих операций до 514 млн.долл. (437 млн. долл. в 1997 г.).

Общий экспорт, основой которого продолжали быть медь и кобальт, составил 873 млн.долл. (1191 млн.долл. в 1997 г). Сокращение экспорта меди до 428 млн.долл. (650 млн.долл. в 1997 г.) и кобальта до 157 млн.долл. (245 млн.долл. в 1997 г.) привело к снижению их доли в ВВП до 18,6% (в 1997 г. 22,9%),

Хотя структура нетрадиционного экспорта (основными потребителями являются страны ЕС, ЮАР, ДРК, Индия,Германия,Малави) стала более диверсифицированной и его объем увеличился, ухудшение условий торговли привело к снижению экспортной выручки (с 296 млн.долл. в 1997 г. до 288 млн.долл., в 1998 г.). Экспорт электроэнергии также несколько снизился из-зa сокращения ее поставок в Зимбабве - основного внешнего потребителя.

В 1998 г. произошло некоторое изменение географической ориентации экспорта: уменьшился поток продукции в Европу и увеличился в азиатские страны. Это можно объяснить прежде всего тем, что обменные курсы валют азиатских стран в связи с финансовым кризисом обесценивались гораздо быстрее, делая экспорт в этот регион более выгодным.

Из-за падения спроса на продукцию добывающей отрасли и общего спада экономической активности в стране имело место сокращение импорта товаров, который составил 1022 млн. долл. (1218 млн.долл. в 1997 г.). Импорт металлов сократился до 213 млн.долл. (291 млн.долл. в 1997 г.), нефти до 78,5 млн.долл. (87,3 млн.долл. в 1997 г.). Одновременно имело место резкое увеличение импорта кукурузы до 107,9 млн.долл. (12,4 млн.долл. в 1997 г.), удобрений до 53,6 млн. долл. (50,4 млн.долл. в 1997 г.).

Зарубежная помощь на проекты развития составила 331 млн.долл., что несколько выше суммы, одобренной на Консультативной группе доноров в Париже (295 млн.долл.). Наибольшая ее доля (144 млн.долл.) была использована на социальные программы, главным образом на здравоохранение. На развитие инфраструктуры, и в особенности на поддержку дорожного хозяйства и энергетики, было направлено 61 млн.долл., а в сельское хозяйство - 47 млн.долл.

Падение цен на сырьевые товары и неопределенность с инвестиционным климатом снизили инвестиционную активность в стране. Наиболее привлекательными для инвесторов продолжали оставаться производство сахара и цемента, нефтеперерабатывающая промышленность, В основном в эти отрасли экономики ими было вложено 164 млн.долл. Наибольшую активность в этом плане проявляли компании Великобритании и, в частности, <Коммонвэлс Дивелопмент>.

Основными экономическими и финансовыми партнерами замбийцев продолжали оставаться Великобритания, ЮАР, Германия, Италия, соседние страны. Активно развивались внешнеэкономические связи с ЕС, США, Канадой, Японией, со скандинавскими странами, которые традиционно продолжали предоставлять Замбии значительные кредиты и гранты. Широкие связи поддерживались с ЕС, новая политика которого по отношению к третьему миру продолжала вызывать серьезную озабоченность в стране. Замбийцев прежде всего беспокоило, что предполагаемое сокращение официальной помощи на цели развития не компенсируется ростом инвестиций и объемов внешней торговли. По их мнению, главным препятствием при этом являются торговые барьеры и ограничения, вводимые ЕС, и прежде всего на ввоз сельскохозяйственной продукции, которые, по мнению Лусаки, противоречат принципам свободной торговли.

Сотрудничество с США концентрировалась в основном на консультативных услугах по приватизации, обучении замбийских менеджеров и на реализации международных программ поддержки малого бизнеса. Американские эксперты выделяли следующие наиболее важные направления оказания помощи Замбии: торговые отношения, коммерческое законодательство, приватизация и малый бизнес, считая, что эти направления будут способствовать экономическому росту, развитию частного сектора, расширению и углублению экономических преобразований.

Особо следует отметить расширение торгово-экономических связей с Китаем и в меньшей степени - с Индией, Японией. В Лусаке открыт филиал ЦБ КНР, начато строительство китайского центра по инвестициям и торговле.

В 1997 г. было наконец заключено торговое соглашение между Замбией и САКУ. Им предусматриваются взаимные льготы при доступе на рынки. определяются списки продукции и квот, на которые эти льготы распространяются. Соглашение является первым подобного рода документом, который заключил САКУ с какой-либо страной вне таможенного союза. Оно позволит Лусаке обеспечить определенный прорыв в плане доступа на рынки Союза и, в первую очередь в ЮАР, увеличить, по оценкам, на 100 млн.долл. свои экспортные доходы и дать стимул дальнейшему развитию ее экспортных производств. Замбия имеет ассортимент экспортной продукции (цемент, сахар, изделия из меди, лес и пиломатериалы, растительное масло, фрукты), однако отсутствие соответствующих стандартов и упаковки, а также неприятие замбийских товаров на рынках САКУ, серьезно сдерживают ее экспорт. Для преодоления этих барьеров от правительства потребуется проведение достаточно агрессивной маркетинговой политики.

Членство Замбии в КОМЕСА, САДК и ВТО пока не помогло ей решить проблему эффективного проведения согласованной тарифной политики. Имея наиболее открытую экономику в регионе, замбийцы так и не добились реализации объявленной ими программы сокращения тарифов. Так, к окт. 1998 г. предполагалось сократить тарифы на 90%, но эта цифра осталась только на бумаге. Последнее объясняется прежде всего попытками сохранить и дальше каналы получения дополнительных доходов.

Постоянная потребность страны во внешних финансовых ресурсах привела к дальнейшему росту ее внешней задолженности, которая на конец года составила 6,5 млрд.долл. (в 1997 г. - 6,4 млрд.долл.) в два раза превысила ВВП и в 7,5 раз - объем экспортных поступлений. 2,7 млрд. долл. из общей суммы приходятся на двусторонние долги (в том числе около 2,2 млрд.долл. странам-членам Парижского клуба) и 3,1 млрд.долл. - на многосторонние (включая 1,1 млрд.долл. - МВФ). Общий объем выплат по задолженности составил 132 млн.долл. в том числе 89,4 млн. долл. по многосторонней задолженности и 29,7 млн.долл. - по двусторонней. 12,8 млн.долл. было выплачено странам-нечленам Парижского клуба.

Политика правительства по сокращению внешнего долга страны успеха не имела. Полностью прошла эйфория относительно совместной МВФ-ВБ инициативы по сокращению задолженности наибеднейших стран мира. Отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны президента США Б.Клинтона во время его последнего визита в Африку (март-апр. 1998 г.) также подкрепило эти сомнения.

О бюджете на 1999 г. Одной из основных особенностей бюджета 1999 г. является его сдвиг от преимущественного стимулирования спроса к развитию сферы производства и услуг. Неудовлетворительное функционирование в 1998 г. ключевой отрасли страны- горнорудной, заставило правительство Ф.Чилубы еще раз обратиться к стимулированию сельскохозяйственного сектора и туризма.

Расходная часть бюджета составляет 2227 млрд.квач (1818 млрд.кв. в 1998 г.), 65,5% которой покрывается за счет внутренних средств. Основную часть ее составляют текущие затраты - 1409 млрд.кв. (1274 млрд.кв. в 1998 г.) и расходы на инвестиционные программы - 818 млрд.кв. (543 млрд.кв. в 1998 г.), причем средства на оплату труда сокращаются с 422 млрд.кв. (23,3%) в 1998 г. до 400 млрд.кв. (18%). Доля затрат на инвестиционные программы увеличилась до 36,7% (29,9% в 1998 г.), а обслуживание внешней задолженности уменьшается до 4,6% (7% в 1998 г.). 107 млрд.кв. или около 1,3% от ВВП выделяются для погашения внутреннего госдолга, что, по мнению правительства, сможет поддержать фискальный дефицит бюджета в размере не выше 2% от ВВП, снизить процентную ставку и укрепить резервные позиции страны.

На финансируемые за счет внутренних средств проекты (развитие дорожного хозяйства, водного и санитарного секторов) предполагается направить 170 млрд.кв. (113,4 млрд.кв. в 1998 г.). На реализацию ключевых экономических и социальных программ ожидается существенная финансовая поддержка от международных организаций и стран-доноров. Особенно это касается дорожного строительства, энергетики, образования. 79% капитальных вложений или 648 млрд.кв. (300 млн.долл.) будут покрыты за счет внешних источников.

Общая структура доходной части бюджета, также составляющей 2227 млрд.кв. (1818 млрд.кв. в 1998 г.), остается, за малым исключением, практически неизменной в сравнении с прошлым годом. Внешнее финансирование составит 767 млрд.кв. или 34,5% (36% в 1998 г.) из которых 648 млрд.кв. или 84,4% приходятся на проекты развития (65% в 1998 г.). Хотя прямые налоги составят 480 млрд.кв., что соответствует уровню прошлого года (около 22%), доля налогов на доходы компаний в них заметно увеличится и составит 22,3% (17,2% в 1998 г.). Растет до 18% (16% в 1998 г.) доля налогов на торговые операции, а акцизов уменьшается до 11,8% (12,6% в 1998 г.). Неналоговые поступления также продолжают уменьшаться и их доля в 1999 г. составит 2,7% (4,9% в 1998 г). Поступления от приватизации оцениваются в 10 млрд.кв.

С фев. 1999 г. приостанавлено на год действие налога на с/х машины и оборудование, ветеринарные препараты, содержащие пенициллин, антибиотики и витамины, а также на сырье для местного производства этих препаратов. Ликвидируется акциз на импорт сырья для производства в стране алкоголя. С июля 1999 г. расширен список позиций, на которые не распространяется налог на НДС.

Ситуация в экономике страны продолжает ухудшаться. Поставленные цели - ежегодное увеличение ВПП на 5%, снижение инфляции до 4% и повышение резервов твердой валюты до уровня, необходимого для покрытия трехмесячного импорта, представляются маловероятными. Это связано с резким падением доходов бюджета от производства и продажи основных источников поступления валютных средств Замбии - меди и кобальта. За янв.-июнь 1999 г. они составили соответственно 156,9 и 194,4 млн.долл. что значительно ниже, чем за аналогичный период - 272,7 и 331,6 млн.долл. Одновременно провал приватизации основного горнодобывающего предприятия страны ЗККМ вследствие выхода в августе 1999 г. чилийской компании <Коделко> из консорциума с <Англо-америкэн> обойдется казне дополнительно в 10-15 млн.долл. ежемесячно. К тому же завершение приватизации ЗККМ являлось одним из условий западных доноров для продолжения финансирования расходной части бюджета. Устаревшее оборудование рудников, отсутствие прямых зарубежных инвестиций в горнодобывающую отрасль из-за нестабильных цен на медь и кобальт, также не дают оснований надеяться на существенное увеличение объемов производства этих металлов в Замбии в ближайшей перспективе (разведанные запасы позволяют эксплуатировать большинство месторождений в течение 30 лет, а рудника Конкола - 50 лет).

С учетом того, что дальнейшая судьба ЗККМ пока не ясна, ведущие экономисты страны (в частности из местного отделения <Барклайз Банк>) не исключают возможности прекращения производства меди и кобальта на этом предприятии вообще, что может привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

При подобном исходе прогнозируется: резкое снижение поступлений твердой валюты в казну государства (до 65%), отсутствие средств на закупку импортных товаров, в т.ч. продовольствия, существенная девальвация квачи, потеря до 50 тыс.рабочих мест в Коппербелте, возможность стихийных выступлений населения накануне президентских и парламентских выборов 2001 г. К числу других причин, негативно влияющих на показатели экономического развития Замбии следует также отнести произошедшее в июле 1999 г. повышение на 44,3% цен на автомобильное топливо, что привело к увеличению инфляции в стране по итогам авг. 1999 г. до 29%. Налоговой службе Замбии до сих пор не удалось выйти на предусмотренные бюджетом 1999 г. объемы поступлений (88% от запланированных). В числе основных должников - замбийская энергетическая корпорация и ЗККМ.

О программе экономического развития на 1999-2001 гг. Правительство Замбии завершило разработку программы и в марте она была рассмотрена и одобрена в принципе экспертами МВФ.

Предусмотрено завершить продажу оставшихся 58 госпредприятий. Предполагалось до сент. 1999 г. выставить на продажу оставшиеся в управлении государства акции телефонной компании Zamtel.

В области торговли ГСМ правительство планирует постепенно отказываться от контроля за ценами. Будут также продолжены переговоры с Танзанией о возможности допуска частного капитала к управлению нефтепроводом Tazama.

К 2000 г. намечено приватизировать Замбийский национальный коммерческий банк, Национальный банк сбережений и кредитов и Государственную страховую компанию. В сфере транспорта Шведская корпорация по международному развитию (SIDA) уже подписала двухлетний контакт на управление местными железными дорогами, а Замбийское агенство по приватизации приступило к рассмотрению порядка их передачи частному капиталу.

С целью дальнейшего снижения нагрузки на бюджет планируется активизировать заботу по осуществлению реформы госслужбы, предусматривающую сокращение числа занятых со 136 тыс.чел. до 80 тыс.чел. В ее рамках правительство намерено передать часть своих полномочий местным органам управления, стимулировать более элективную работу муниципалитетов, в том числе и за счет самофинансирования.

Сельское хозяйство. Намечен комплекс мер по диверсификации производства с/х, снижению зависимости от погодных условий. Распределение удобрений по гослинии прекращено и передано частному сектору. В то же время правительство с помощью доноров продолжит оказывать поддержку мелким товаропроизводителям. Планируется построить в сельской местности 15 дамб и свыше 300 км. дорог с твердым покрытием.

Горнодобывающая промышленность. В эту отрасль намечается привлечь инвестиций в объеме 800 млн.долл. С учетом значительного потенциала страны по добыче драг. камней, существенно упрощается прецедура выдачи соответствующих лицензий на разработку мелких месторождений и торговлю. В этих целях предполагается образовать 4 региональных бюро по выдаче лицензий, создать базу данных со справочной литературой.

Туризм. Намечается внести на рассмотрение парламента закон о туризме, который бы стимулировал инвестиции частного сектора в эту отрасль.

Транспорт. В середине 1999 г. ожидалось одобрение <Национальной транспортной политики>, частью которой является ныне действующая 10-летняя программа инвестиций ВБ в дорожное строительство. Ее целью на первые пять лет (1998-2003 гг., 450 млн.долл.) является создание условий, при которых до 50% дорожной сети Замбии (15,7 тыс.км.) смогли бы поддерживаться на уровне соответствующих стандартов, а 1500 км. - капитально реконструироваться. Программа позволит увеличить количество магистральных дорог до 45%, а вспомогательных с твердым покрытием - до 15% от общего их числа. Правительство собирается укрепить структуры, ответственные за ремонт и управление дорогами, повысить заинтересованность частного сектора в дорожном строительстве, пресекать случаи нецелевого использования средств из дорожного фонда. В связи со снижением объемов ж/д перевозок (1990 г. - 4,5 млн.т., 1996 г. - 1,5 млн.т.), что обходится экономике Замбии в 100 млн.долл. ежегодно, намечено рассмотреть вопрос о приватизации ж/д транспорта.

Водоснабжение. Предполагается к 2004 г. обеспечить чистой водой 100% городского населения (1998 г. - 70%) и 50% сельского (1998 г. - от 10% до 30%). Дополнительно намечено принять срочные меры по ремонту существующих городских водопроводных систем, повысить плату за пользование водой.

Энергетика. Главными приоритетами в этой сфере будут реструктуризация энергетической компании ЗЕСКО с перспективой ее приватизации, привлечение инвестиций в энергетику, улучшение работы фонда электрификации сельской местности (Rural Electrification Fund). В окт. 1998 г. правительством одобрен проект по расширению мощностей гидроэлектростанции на реке Кафуе (Kafue Lower Gorge). Намечены меры по снижению использования нефтепродуктов для производства электроэнергии. В тоже время, все ограничения на импорт нефти планируется отменить к дек. 1999 г.

Внешнее финансирование. В 1999 г. совокупный объем внешнего заимствования составит 907 млн.долл., при этом финансирование госпроектов и приток частных капиталов оцениваются в 381 млн.долл., выделение средств донорами на поддержку платежного баланса бюджета - в 307 млн.долл. Оставшиеся 219 млн.долл. намечается получить за счет реструктуризации задолженности кредиторами Парижского клуба. Аналогичные показатели запланированы и на последующие годы. Снижение затрат на обслуживание долга ожидается в результате уступок и отсрочек со стороны кредиторов. На обслуживание долга предполагается расходовать не менее 25% экспортной выручки, что эквивалентно 35% налоговых поступлений и 30% расходов бюджета. В этой связи Замбия намерена настаивать на включение ее в группу наиболее обремененных долгами стран мира (Heavily Indebted Poor Countries Initiative), с тем чтобы добиться радикального снижения своего долгового бремени.

 

дополнительная информация


Туризм в Замбии
По мнению министра туризма Замбии А.Чипавы, эта отрасль «должна превратиться во второй по значимости (после меди) источник пополнения казны
подробнее »

Связи Замбии с Россией
Отношения между РФ и Замбией являются традиционно дружественными. Дипотношения установлены 30 окт. 1964 г. Правительство Замбии 31 дек. 1991 г. официально признало РФ в качестве правопреемницы СССР.
подробнее »

Землепользование в Замбии
Передача прав собственности или владения осуществляется в пользу любого гражданина Замбии или юридического лица, как правило, на срок до 99 лет.
подробнее »


Новости


Австралия для храбрых туристов
Никакие рассказы о двухметровых насекомых, пернатых-убийцах или дьявольских утках не страшат мечтающих посетить Австралию, ведь её природное разнообразие ежегодно манит не малое количество путешественников.
подробнее »

Современные спортивные сооружения
Современные спортивные сооружения обладают качественным, но дорогостоящим напольным покрытием. Тем не менее существует огромное количество спортивных сооружений находящихся на балансе городских властей, которые не могут себе позволить по экономическим причинам приобрести такое качественное напольное покрытие.
подробнее »

Получив заветные корочки не всегда можно устроиться на желаемую работу
Образование, особенно качественное и полноценное всегда имеет значение для достижения результатов в карьерной деятельности.
подробнее »



Туристический справочник
www.e-turizm.ru